aif.ru counter
90

Вещи должны быть живыми

Надя Васильева - известный в мире кино художник по костюмам, лауреат высшей кинематографической премии "Ника". Она начинала ассистентом на "Шерлоке Холмсе", много работала с режиссером Виктором Титовым (в том числе на первом питерском сериале "Русский транзит"), создавала костюмы к фильмам мужа - Алексея Балабанова (в том числе к самым популярным - "Брат" и "Брат-2"), недавно одевала героев "Идиота" Владимира Бортко.

Надя Васильева - известный в мире кино художник по костюмам, лауреат высшей кинематографической премии "Ника". Она начинала ассистентом на "Шерлоке Холмсе", много работала с режиссером Виктором Титовым (в том числе на первом питерском сериале "Русский транзит"), создавала костюмы к фильмам мужа - Алексея Балабанова (в том числе к самым популярным - "Брат" и "Брат-2"), недавно одевала героев "Идиота" Владимира Бортко.

Чурикова "в рюмочку"

- С "Идиотом" получилась мистика, - рассказывает Надя. - Англичане снимали в Питере "Преступление и наказание", я к ним не пошла, потому что требовался не художник, а помощник, и уехала отдыхать к родителям мужа в Анапу. Но все думала о Достоевском, даже просила высшие силы помочь. Возвращаюсь, звонит Бортко: "Я тут запускаюсь с "Идиотом", ты согласна?" - "Да!" Эта работа была для меня пиршеством, но костюмов надо было придумать и сшить столько, что уже ходили, как сомнамбулы. У нас снимались звезды, они оказались совершенно некапризными, но вот видит актриса, что другую переодели, - "А я тоже хочу". Деньги на костюмы кончаются, сил нет, режиссер ворчит: "Играть хорошо надо, а не переодеваться с утра до вечера", но разве откажешь! Когда даже Женя Миронов попросил обновку, я простонала: "Ну ты же идиот!" - "Но не до такой же степени. И все говорят, что я очень богатый". Переодели и Женю, хоть это был у него последний съемочный день.

Меня потрясла Инна Чурикова. Я не хотела ее заковывать в корсет, в нем тяжело, а она увидела, что другие актрисы затянуты, и настояла. Ей посыпались комплименты: "Какая у вас прямая спина!" - и она целые дни проводила в этом корсете. Какой характер и самообладание, очень я ее зауважала. Художник должен артистов любить, да и режиссеров.

Молоко за вредность

- А как работается с мужем?

- С мужем работать - это счастье, ты же его чувствуешь, он может даже ничего не объяснять, только посмотрит. Правда, Леша не любит, чтобы было большое количество костюмов. Я принимаю условия, ведь главное в кино - режиссер. Но вот на "Замке" как-то забылась и сделала-таки немало, да и в картине "Про уродов и людей":

- За "Замок" вы и получили награды?

- Да, премию для молодых "Зеленое яблоко" и "Нику". Обе церемонии вручения проходили с интервалом в месяц, я их по-особому запомнила. Я тогда только-только родила сына Петю и на обоих торжествах обливалась молоком, его было столько, что текло по животу, и я боялась, вдруг на сцене оно закапает из-под юбки.

- А что самое трудное в работе с мужем?

- Тяжело в экспедиции: Леша на съемочной площадке не ест, поэтому я должна хотя бы на полчаса раньше прибежать в гостиницу, или же утром успеть приготовить на плитке суп, второе и третье, потом распихать кастрюли и плитку по номеру, чтобы горничная не увидела и чтобы не пахло в коридоре.

- Муж советуется с вами, как одеваться?

- Он сам покупает обувь, очки, часы и перочинные ножички. Ко всему остальному равнодушен, может быть и в рваном свитере. И мне нравится, что он плюет на все приличия и законы, не похож на других. Правда, иногда ему приходится быть комильфо. Когда поехал в Канны, смокинг брал напрокат. А как-то они собрались на прием с Сережей Бодровым. Леша экипировался сам, но когда мы с Сережей его увидели, поняли, что - не то. "Леша, - говорю, - давай переоденемся". - "Некогда". Тут уж Бодров вступился: "Давай Надю послушаем, она же профессионал". Послушал.

С первого взгляда

- При вашем бешеном рабочем ритме дом, наверное, брошен?

- Стараюсь все успевать, дом люблю. Правда, не могу сказать, что все уже устроено по моему вкусу. Но безликого "евростандарта" или скупки антиквариата никогда не будет. Хотя у нас есть лампа старинная с позолотой, подаренная Витей Сухоруковым. Мы ведь с Витей были соседями по коммуналке. Помню, как он варил суп из плавленого сырка, а я наблюдала, вытаращив глаза. Мы с Витей любили поболтать - Леша спать ложился, а я к Вите, и под его абажуром, среди его вышивок и салфеточек, всем косточки перемоем, про дальнейшую судьбу помечтаем, он мне пьесу свою читал. Витя большой чистюля, а я грязнуля, так он сам убирал квартиру: "С ней связываться!" Между прочим, Сухоруков знал Лешу раньше меня, он снимался в его первом фильме "Счастливые дни".

- А вы как познакомились с будущим супругом?

- Он стоял с продюсером в коридоре "Ленфильма", а я проходила мимо, и сразу обратила на Лешу внимание. Думаю, пройду-ка еще раз. А они пристально смотрели на меня, и продюсер выкрикивал: "Катя!", потому что имя спутал. Оказывается, они хотели пригласить меня на "Замок". Посмотрев Лешин первый фильм, я поняла, что, во-первых, хочу с ним работать, а во-вторых, что я вышла бы за него замуж. И вот мы вместе уже 10 лет, сыну Пете семь.

- А почему вы не работали на последней картине Балабанова "Война"?

- На съемках предыдущей картины "Река" мы попали в автомобильную катастрофу, и я была нездорова. По этой же причине не поехала в экспедицию с Сергеем Бодровым, а я ведь у него была художником по костюмам, вместо меня отправились две моих ассистентки по картине "Идиот", они не вернулись. Одна из них - моя самая лучшая ученица. Я не хотела, чтобы она ехала, но за день до экспедиции другая девушка сломала ногу. Ну а свитер Сережи, в котором он снимался в "Брате", я храню и никогда никому не отдам.

Фактурить надо

- Вернемся к костюмам... Сейчас работать труднее, денег нет?

- И в советское время не было ничего, на студии существовал склад тряпочек, из которых и нужно было "творить". Вот и приходилось на "Шерлоке Холмсе" одевать леди, жену лорда, в туалет из сукна по 28 копеек. На этой картине, под руководством художника Нелли Лев (она теперь живет в Израиле), я прошла профессиональную школу, Нелли учила этике и культуре костюма в кино. Ведь можно одеть актера идеально, а на экране это будет аляповато, или, к примеру, красивая шляпа закроет ему пол-лица, или ему в костюме неудобно. Важный момент - вещи нужно фактурить.

- Это что такое?

- Ну, например, если герой работает в забое, как было на моем первом самостоятельном фильме "Васька", нужно испачкать новенький комбинезон. Уж как я его в грязи и мазуте вываливала! А на картине "Река" мы посередине леса в огромных котлах на кострах варили меховые шкуры, кожу, чтобы они стали засаленными и жирными, как это было в одежде якутов XIX века. Вещи на экране должны быть живыми.

Ну а чтобы оживить нашу питерскую жизнь, мы с коллегой Наташей Замахиной, лауреатом "Золотого орла", организовали некий микроскопический цех "Пять звезд", в котором с помощью костюма и грима изобретаем яркий образ для любого лица, спешащего на корпоративную вечеринку, свадьбу, фестиваль или съезд модных тусовщиков. Наш девиз - "Придумаем, сошьем и отправим".

Смотрите также:



Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Можно ли вписать ребёнка в загранпаспорт?
  2. Ругались ли цари матом?
  3. Когда на Землю упадёт астероид?

Сделали ли вы прививку от кори?