Из резиденции в ЗакС. 175 лет назад в Петербурге заложили Мариинский дворец

За 175 лет своей истории Мариинский дворец успел переменить множество владельцев и функций, и всегда он оставался в центре политической жизни Петербурга и России. В день юбилея дворца SPB.AIF.RU вспомнил самые интересные факты о нем.

Geevee / Creative commons

Ровно 175 лет назад, 1 октября 1839 года, началось строительство одного из самых известных «политических» дворцов северной столицы. Многие петербургские резиденции давно превратились в музеи, и у них все уже в прошлом, а политическая история Мариинского продолжается. А ведь когда-то дворец был задуман императором Николаем I как теплый и уютный дом для своей любимой старшей дочери Марии.

Любимая дочь императора

Обычно царские принцессы «правильно» выходят замуж за принцев и покидают отеческий дом. Старшая дочь российского императора Мария Николаевна, похожая на отца как две капли воды и внешностью, и характером, уезжать из России не хотела. После роскоши российского двора карликовое Лейхтенбергское герцогство казалось ей серым, маленьким и скучным.

К ее счастью, Николай I тоже не хотел отпускать дочь так далеко от дома, и выставил условие будущему зятю герцогу Максимиллиану Лейхтенбергскому – молодожены должны остаться в России.

В качестве свадебного подарка выбрал место недалеко от Зимнего дворца и лично занялся строительством дома для молодой семьи. 

Уютный дом

Архитектором был назначен Андрей Иванович Штакеншнейдер, ученик знаменитого Огюста Монферрана. Дворец стал его первой самостоятельной работой в Петербурге. Штакеншнейдер учел все пожелания заказчика -  дворец получился светлым, теплым, и очень удобным.

Пандус перед дворцом был сделан для удобства Марии Николаевны. Фото: АиФ

В 1844 году он заканчивает работу уже в звании профессора архитектуры.  Классически архитектор спроектировал только фасад здания, а внутри отошел от традиционных канонов и придумал несколько уникальных сооружений. Чтобы здание как можно меньше теряло тепло, парадная лестница была построена не перпендикулярно главному фасаду, а слева от вестибюля. Центром всей композиции дворца стала ротонда с куполом и 16 колоннами, что по замыслу автора должно было напоминать античный храм. Но самой необычной  задумкой стал пандус, сконструированный в правой стороне здания, по которому с легкостью можно было попасть на любой этаж.

Мария Николаевна с детства страдала неизлечимым заболеванием ног, и ей трудно было преодолевать высокие ступени лестницы. По удобному сооружению, единственному в своем роде в Петербурге и его окрестностях, можно было ходить как пешком, так и передвигаться на инвалидной коляске. Пандус был достаточно пологим, украшен экзотическими растениями, и неторопливые прогулки на верхние этажи по нему полюбили все обитатели дома.

Место работы государственной власти

После смерти родителей детям «не по карману» стало содержать отчий дом, и в середине 1880-х они продали его императорской казне. Вскоре в нем разместились Государственный совет и кабинет министров Российской империи. С этого времени началась политическая история дворца, которая продолжается и по сей день.

Василий Садовников. Мариинский дворец в Санкт-Петербурге (1849). Фото: Commons.wikimedia.org

Каким был Мариинский в дни работы там государственных органов власти, можно увидеть на известной картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». Художник, выполняя правительственный заказ, изобразил на полотне весь свет петербургской аристократии. Каждого персонажа картины можно было легко узнать. После окончания работы творение мастера торжественно повесили в помещении, где заседал Государственный совет – в ротонде. Во дворце картина оставалась вплоть до февральской революции 1917 года. После свержения монархии в Мариинском сначала разместилось Временное правительство, затем Предпарламент (Совет республики) и картину решено было передать Русскому музею, где она хранится и сегодня.

Илья Репин, Заседание Государственного совета. Фото: Commons.wikimedia.org

С политической историей здания связано и громкое убийство в нем министра внутренних дел Дмитрия Сергеевича Сипягина. 2 апреля 1902 года он был расстрелян в упор в вестибюле дворца членом партии эсеров. С его убийства началось новая волна покушений на высоких сановников империи.

Советское прошлое

В годы советской власти во дворце сменилось много хозяев. В разное время здесь размещались и казармы Красной Армии, и Дом печати, в годы войны - Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения. После войны, почти 50 лет во дворце находился Ленинградский городской совет народных депутатов – высший орган власти города.

Политическая история дворца продолжается до сих пор. Фото: www.russianlook.com

Его парадные залы новые хозяева во многом переделали «под себя». Кариатид, древнегреческих девушек, поддерживающих собой здание изнутри, сменили на простые и строгие колонны. То же самое произошло и с живописью. По распоряжению народных избранников, которых, видимо, смущали полуобнаженные девы из сцен жизни Марса и Венеры,  заменили на сцены из классовых битв Петербурга, Петрограда и Ленинграда. Для этого поверх первоначальных изображений написали новые.

Сегодня живопись расчистили, Марса и Венеру вернули на место, и мы можем видеть произведения искусства в первозданном виде.

В наши дни

В дни Августовского путча 1991 года дворец вновь не обошли стороной политические события. Он стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, и был окружен баррикадами.

А с 1994 года Мариинский стал постоянным местом заседаний городского парламента – Законодательного собрания Санкт-Петербурга. История дворца все еще пишется.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда отреставрируют Ропшинский дворец?
  2. Почему в Госдуме выступили против фильма «Матильда»?
  3. Почему поле «Зенит-Арены» завибрировало?

Пользуетесь ли вы маршрутками?