Прохор Денисов 0 74

От «Волхова» до «Урагана». История Путиловской верфи и ее кораблей

105 лет назад, 14 ноября 1912 года, в Петербурге была основана Путиловская верфь, предприятие, целью которого было строительство кораблей для военно-морского флота Российской Империи.

Спуск на воду миноносца
Спуск на воду миноносца "Новик". © / Public Domain

«Правление Общества Путиловских заводов имеет честь уведомить, что с 1 (14) ноября 1912 г. открыто действие Путиловской верфи, как Судостроительного завода Общества независимого в административном отношении от принадлежащего Обществу Путиловского завода», - гласило торжественное сообщение, распространенное Правлением Общества Путиловских заводов.

«Из тьмы лесов, из топи блат»

Судостроительное предприятие, выпустившее за многолетнюю историю около 400 кораблей и судов различного назначения, было заложено 105 лет назад на заболоченном берегу Финского залива. Чтобы приступить к возведению производственных зданий на этом месте, рабочим предстояло отвоевать часть суши у болот. Для этой цели даже были привлечены специалисты голландской фирмы «Аккерман и Ван Гаарен», славившейся богатым опытом гидротехнических работ. Не обошлось без помощи иностранных специалистов и при строительстве самой «корабельной верфи, пригодной для постройки судов и судовых машин всех величин». В феврале 1913 года был подписан договор с немецкой фирмой «Блом унд Фосс», которая обязалась создать общий проекта верфи, а также заняться разработкой технической документации для постройки мастерских и эллинга.

«Путиловская верфь» была основана в составе акционерного «Общества Путиловских заводов».
«Путиловская верфь» была основана в составе акционерного «Общества Путиловских заводов». Фото: Public Domain

Работа над амбициозным проектом кипела и день, и ночь. Всего за один год на берегу появились мастерские, цеха, административные здания, кроме того на берегу реки Емельяновки вырос целый «поселок» – для администрации завода и служащих были построены шесть двухэтажных деревянных домов. Началась работа над эллингом (сооружением для постройки или ремонта – прим.ред.), где планировалось строить суда водоизмещением до 50 тысяч тонн. В этот же период были сооружены четыре открытых стапеля, предназначенных для постройки и спуска на воду кораблей водоизмещением до 2 тысяч тонн.

Внутренний вид одного из цехов верфи.
Внутренний вид одного из цехов верфи. Фото: Public Domain

Фактически через год после объявления Путиловской верфи самостоятельным предприятием газета «Русский инвалид» уже рапортовала о закладке там крейсеров и эскадренных миноносцев по Большой судостроительной программе. Церемония ветреным днем 16 ноября собрала на берегу Финского залива не только представителей правления Путиловского завода во главе с директором генералом Бринком, но и членов Госдумы, Морского министра, вице-адмирала Бубнова и начальника Главного управления кораблестроения вице-адмирала Муравьева.

Вице-адмирал И.К.Григорович на набережной у Путиловской верфи в момент спуска корабля.
Вице-адмирал И.К.Григорович на набережной у Путиловской верфи в момент спуска корабля. Фото: Public Domain

Первыми «заказами» верфи стали легкие крейсеры, названные в честь адмиралов Бутакова   Спиридова, и четыре эскадренных миноносцев. Еще через год, в ноябре 1914-го, после вступления России в Первую мировую войну, на Путиловской верфи были заложены еще два эскадренных миноносца. Так начиналась история судостроительного завода, носившего имя «замечательнейшего деятеля русской промышленности», одного из владельцев крупнейших мировых металлургических предприятий Николая Путилова. О востребованности предприятия говорит тот факт, что уже в 1916 году на верфи кипела работа над десятью тральщиками, восемью миноносцами и двумя крейсерами.

Знаменитые корабли петербургской верфи

Одним из легендарных кораблей, сошедших с Путиловских верфей, стало морское судно «Волхов». 

Еще до запуска верфи, в 1911 году, Путиловский завод получил от Главного управления кораблестроения большой заказ на постройку нового спасательного судна для подъема затонувших подводных лодок Балтийского моря. Идея была воплощена в жизнь к 1915 году.  «Волхов» имел оригинальную конструкцию: состоял из двух корпусов, поэтому относился к типу катамаранов.

Любопытно, что в строительном контракте было сказано, что все части корпуса и отдельных устройств «Волхова» должны были производиться в России, а за границей разрешалось приобрести только «материалы и предметы, входящие в состав спасательного судна и в России не изготавливающиеся», причем только с разрешения Главного управления кораблестроения.

В годы Великой Отечественной войны «Волхов» был в боевом строю: его использовали как плавбазу для подводных лодок Балтийского флота.

В 1922 году судно переименовали в «Коммуну», и под таким именем оно до сих пор (уже более 100 лет!) служит, только теперь в составе Черноморского флота России.

Спасательное судно
Строительство спасательного судна "Волхов". Фото: Public Domain

Еще одним из первых кораблей, вышедших из доков судостроительного предприятия, стал в 1913-м эскадренный миноносец «Новик», унаследовавший свое имя от прославленного крейсера, оборонявшего Порт-Артур в 1904 году.

Корабль удалось построить на добровольные пожертвования обычных жителей Петербурга, чтивших память героев русско-японской войны. Плозже «Новиками» стали называть все корабли, построенные в 1913-1917 годах, и вошедшие в эскадру. А само слово «новик» сохранилось еще со времен Петра I. Так в XVIII веке называли молодых дворян, которых отправляли в далекую Европу овладевать сложной морской наукой.

К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе.
К началу Первой мировой войны "Новик" являлся лучшим кораблём в своём классе. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1926 году заводу выдали заказ на разработку проекта первого советского боевого корабля — сторожевика «Ураган». Это судно стало первым в большой программе создания советского флота. Головное судно «Ураган» успешно прошло испытания и вошло в строй в 1931 году.

Сторожевых кораблей класса «Ураган» было заказано 18, к началу войны удалось построить только 12 его одноименных «собратьев». Все они стали боевыми кораблями и принимали участие в Великой Отечественной войне. Для этого экипаж каждого увеличили до 70 человек, а само судно снарядили зенитным вооружением. Флагман серии сторожевых кораблей, «Ураган» уцелел в боях. Его списали лишь в 1959 году.

В годы Великой Отечественной войны верфь, носившая тогда название «Ленинградский судостроительный завод им. А.А.Жданова», ни на минуту не останавливала работу. Помимо кораблей выпускала мины и снаряды. А после ее окончания со стапелей завода по-прежнему выходили самые современные корабли военно-морского флота России.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с мемориалом погибшим над Синаем в Ленинградской области?
  2. Освободят ли многодетные семьи от транспортного налога?
  3. Какие льготы по оплате капремонта действуют в Санкт-Петербурге?

Что для вас значит правильное питание?