Иван ЛУГОВОЙ 0 2806

Поезд для богемы. Как «Красная стрела» конкурировала с самолетами

В ночь с 9 на 10 июня 1931 года в свой первый рейс отправился фирменный поезд «Красная стрела». За 85 лет курсирования он стал самым легендарным и популярным составом страны. Тысячи известных людей обожали и продолжают любить комфортабельные вагоны.

Интерьеры и комфорт «Красной стрелы» поражали многих пассажиров.
Интерьеры и комфорт «Красной стрелы» поражали многих пассажиров. © / Иван Куртов / Из личного архива

SPB.AIF.RU вспоминает, как появился состав с красными вагонами и какие интересные истории связаны с ним.

Конкурент самолету

В первый свой рейс «Красная стрела» отправилась из Москвы в Ленинград 10 июня 1931 года в 1.30. Правда, изначально состав был красным лишь по названию: вагоны тогда были деревянными и окрашенными в синий цвет. Красным же рейс назвали, потому что он был очень красивым: вагоны отличались от обычных повышенным комфортом. Следовал рейс со средней скоростью в 70 км/ч, здесь впервые появились вагоны повышенной комфортности «СВ» (спальные вагоны) и вагон-буфет. Чуть позже время отправления «Красной стрелы» изменилось: из Москвы и Ленинграда они стали отправляться по «зеркальному графику»: ровно в 23.55. И это время так и осталось неизменным, оно сохранилось и до сегодняшнего дня.

Сегодня в состав поезда № 1 входят семнадцать вагонов: шесть купейных, девять СВ, люкс и вагон-ресторан.
Сегодня в состав поезда № 1 входят семнадцать вагонов: шесть купейных, девять СВ, люкс и вагон-ресторан. Фото: Из личного архива/ Иван Куртов

Кстати, начиная с 1965 года при отправлении и прибытии фирменного поезда на Московский вокзал, по вокзальному радио начали транслировать «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.  Традиция включать музыку на Ленинградском вокзале в Москве появилась гораздо позже, в 90-е годы. Тогда по радио стали крутить песню Олега Газманова «Москва».

После войны «Красную стрелу» первую в стране перевели с паровозной тяги на тепловозную, а затем и на электрическую. Все годы фирменный поезд пользовался повышенной популярностью у людей искусства, чиновников, творческой интеллигенции. И сегодня уютные вагоны не потеряли свой «звездный статус» не смотря на то, что появился более быстрый «Сапсан». Многим пассажирам очень нравится, что в «Красную стрелу» можно сесть вечером, выспаться и утром посвежевшим выйти на перрон. Правда, случались и казусы. Известный ленинградский актер Ефим Копелян очень точно назвал выход на перрон «утром стрелецкой казни». Дело в том, что питерские и московские актеры обожали «расслабляться» в купе и наутро выглядели крайне помято.

С первого дня курсирования «Красная стрела» была вынуждена конкурировать с самолетом, поскольку почти одновременно с появлением поезда началось регулярное пассажирское авиасообщение по линии Москва – Ленинград. И многолетняя история «Красной стрелы» доказала, что железнодорожники сумели успешно справиться с этим вызовом. Большинству пассажиров очень нравится, что вокзалы двух столиц расположены прямо в центре городов и не надо тратить драгоценное время на путь до аэропортов.

Лучший сервис

Во время Великой Отечественной войны рейсы поезда были прерваны. Последний состав прибыл в Ленинград 22 июня 1941 года. Вагоны спрятали под Москвой, второй состав стоял в депо на Обводном канале. На маршрут поезд вернулся в марте 1944 года.

Окна купе второго класса занавешены бордово-золотыми портьерами, украшенными гербом и бахромой, а коридоры устланы красными дорожками с золотой отделкой.
Окна купе второго класса занавешены бордово-золотыми портьерами, украшенными гербом и бахромой, а коридоры устланы красными дорожками с золотой отделкой. Фото: Из личного архива/ Иван Куртов

С 1952 года деревянные вагоны поменяли на цельнометаллические. А с 1976 года в составе начали использовать вагоны, изготовленные в ГДР. Кстати, в 1980 году олимпийский огонь из Москвы в Ленинград был доставлен именно на «Красной стреле».

Партийные руководители Ленинграда ездили в столицу исключительно на «Красной стреле». У 1 секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова даже был свой личный вагон.

Интерьеры и комфорт «Красной стрелы» поражали многих пассажиров. Всегда внутреннее убранство поезда не только не уступало, но и превосходило зарубежные аналоги. Пассажирам предоставлялись шахматы, шашки и другие настольные игры. В буфете можно было заказать ужин, который доставлялся в купе. И сегодня сервис там на высоте. Если пассажиру хочется чаю, достаточно просто вывесить на ручку дверцы своего купе табличку «Принесите, пожалуйста, чай», и напиток будет доставлен в шикарных подстаканниках с символикой РЖД. Окна купе второго класса занавешены бордово-золотыми портьерами, украшенными гербом и бахромой, а коридоры устланы красными дорожками с золотой отделкой.

Сегодня в состав поезда № 1 входят семнадцать вагонов: шесть купейных, девять СВ, люкс и вагон-ресторан. В купейных вагонах пассажирам предоставляется свежая пресса, завтрак и санитарный набор (три предмета). В СВ - свежая пресса, завтрак, санитарный набор (пять предметов), видеотрансляции. В вагоне люкс четыре купе, каждый для двух пассажиров, душ, индивидуальные видеотрансляции, а также бесплатный Wi-Fi и заказ такси. Вагоны оборудованы системой климат-контроля, информационным табло, биотуалетами.

Форму для поездных бригад шьют в Москве, а ее дизайн утверждает лично руководство РЖД. Кстати, на «Красную стрелу» попадают только лучшие проводники. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с мемориалом погибшим над Синаем в Ленинградской области?
  2. Освободят ли многодетные семьи от транспортного налога?
  3. Какие льготы по оплате капремонта действуют в Санкт-Петербурге?

Что для вас значит правильное питание?