Елена Петрова 0 388

Чем ответим Голливуду? Режиссёр «Викинга» Андрей Кравчук о правде и вымысле

Кинорежиссёру Андрею Кравчуку, автору знаменитых фильмов «Итальянец», «Адмирал» и «Викинг» 13 апреля исполняется 55 лет.

Викинг снимался 5 лет.
Викинг снимался 5 лет. © / КиноПоиск

«Викинг» - не документальное кино

- Алексей, вы ведь по образованию технарь, закончили математико-механический факультет, учились в аспирантуре, готовились к защите кандидатской диссертации. Почему же круто изменили жизнь, подавшись в кино?

- Всё случилось после знакомства с Алексеем Германом. Он предложил поработать ассистентом на одной из ленфильмовских картин. Кино так увлекло, что снова стал студентом - поступил в Мастерскую Семёна Арановича, это был шедевральный документалист. Как шло обучение? Представьте, что на вертолёте вас забрасывают в океан, доберёшься до берега - значит, умеешь плавать. Он требовал, чтобы в работе обязательно присутствовало личное высказывание, чувство, эмоция. Ну а мы, студенты, были невероятно амбициозны.

- Первый ваш самостоятельный фильм «Итальянец» стал лауреатом десятка международных фестивалей и был выдвинут от нашей страны на «Оскар». Я даже не говорю об «Адмирале», ставшем лидером кинопроката. Но уже тогда вас стали упрекать в исторических неточностях. Ну а «Викинг» вызвал шквал критики.

- Два доктора наук были консультантами на картине. Но мы не ставили целью снять иллюстрацию к «Повести временных лет». Кстати, это первая русская летопись была создана почти через сто лет после событий, связанных с крещением Руси. Ну и, конечно, некоторые вещи мы интерпретировали по-своему. У нас ведь художественное, а не документальное кино, для нас была важна эмоциональная правда поступков героев.

Картина рассчитана на широкого зрителя, а не на узкий круг специалистов. Мы затронули проблемы, связанные с историей страны, с нашими корнями, самоидентификацией, задали нравственные вопросы. Очевидно, что наши высказывания вызвали как положительные, так и отрицательные эмоции.

- Над картиной «Адмирал» вы работали пять лет, над «Викингом» - семь. Почему так долго?

- Это ведь исторические эпопеи, а я всегда старался прыгнуть выше планки, на пределе возможностей. На «Адмирале» многие вещи вообще не понимал, как делать! Практически отсутствовали аналоги в нашем, да и мировом кинематографе, на которые можно было бы опереться. Поэтому военно-морской бой мы снимали 28 дней, собирали его из кусочков.

Если говорить о «Викинге», то годы ушли на исследовательскую работу, воссоздание мира тысячелетней давности. Мы хотели представить, как всё могло быть, художники прорисовывали каждый эпизод, дизайн костюмов и оружия персонажей. Чем больше времени тратили на эту индивидуализацию, тем более правдивый мир удавалось получить.

Древний Киев снимали в трёх местах: под Москвой, в степях под Симферополем, где выстроили пятидесятиметровую крепостную стену, и на Белогорском водохранилище. Съёмочная группа насчитывала почти триста человек, массовка - до пятисот. И ведь каждого нужно было не только одеть-обуть, но и загримировать. Гримёры и костюмеры иногда спали по четыре часа, разве что в обморок не падали.

- А почему на главную роль взяли Данилу Козловского? Некоторые этот ваш выбор не оценили…

- Пробы с Даней Козловским шли около месяца, хотелось понять диапазон его возможностей. И, на мой взгляд, артист справился отлично. Кстати, со всеми главными героями фильма мы договаривались, что во время съёмок они работают только у нас. Хотя эти артисты и чрезвычайно востребованы. Но это катастрофа, если артист занят сразу в нескольких проектах и появляется на площадке с вопросом: «А что мы сегодня играем?» У нас такого быть не могло.

Данила Козловский справился с ролью.
Данила Козловский справился с ролью. Фото: КиноПоиск

Агрессивное искусство

- «Викинг» посмотрели уже миллионы людей, впервые в истории российского кино лента вошла в топ-10 мировых лидеров проката. Это наш ответ Голливуду?

- Если ты делаешь фильм для широкого круга зрителей, то, конечно, соревнуешься с Голливудом. Потому что именно люди выбирают, куда идти, голосуя за твою картину «ногами». Никто не будет делать скидок на то, что у тебя не хватало средств, времени. Велика степень ответственности, которую берёшь на себя, призывая посмотреть твою работу. Ты ведь занимаешь у людей два часа их жизни, пытаешься что-то им вложить. Кино в этом отношении - агрессивное искусство.

- Какой следующий фильм будете снимать - исторически-масштабный, или камерный?

- Масштаб неважен, задачи всегда те же самые - открывать новые миры и пространства.

- А о чём хочется снимать? Есть ли темы, за которые ни за какие деньги не возьмётесь?

- Я бы отказался от проекта, в котором не смогу сформулировать то, что хочу. Нельзя делать работу, когда ты не чувствуешь, не понимаешь, что делаешь. Не получится. Любая картина упирается в замысел. И в то, что ты в ней находишь важного для себя. Фильм - это ведь несколько лет жизни, он сжирает время полностью, отнимает у любимых и близких. Поэтому если уж ты вписался, это должно быть интересным, продолжением тебя, возможностью ответить на важные для себя вопросы. Ты движешься и стараешься развиваться.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге отключат фонтаны?
  2. Можно ли пить воду из скважины?
  3. Что петербуржцы покупают в Сети?

Что для вас значит правильное питание?