Сергей Прудников 0 1183

Фотомаэстро из глубинки. Кто снимал главных знаменитостей Советского Союза?

В «Росфото» открылась выставка Николая Гнисюка – одного из главных отечественных авторов психологического портрета.

Со многими из своих моделей – актерами, режиссерами – фотограф дружил
Со многими из своих моделей – актерами, режиссерами – фотограф дружил © / Николай Гнисюк / Росфото

Николай Гнисюк, или Микола, как он сам себя называл, 25 лет был главным фотографом журнала «Советский экран». Сделал 400 снимков для обложки издания. Работал и дружил со многими актерами и режиссерами отечественного и мирового кинематографа. Явился одним из основоположников российского стрит-фото – искусства уличных зарисовок. В 1987-м он стал единственным фотохудожником, приглашенным Американской киноакадемией на церемонию «Оскар» в честь 60-летия награды. В 90-е годы его имя вошло в список «Сто лучших фотографов мира». 

Природное чутье

Ретроспектива объединила несколько жанров – портреты, уличное фото и деревенские сценки, особенно близкие сердцу Гнисюка. Среди его моделей были София Лорен, Жан-Люк Годар, Акира Куросава, Андрей Миронов, Лариса Шепитько, Георгий Данелия, Джина Лоллобриджида, Тонино Гуэрра. Тем удивительней представляется тот факт, что мастер был уроженцем глухого украинского села, а в памяти современников он остался простым, открытым и непосредственным человеком, который никогда не делил людей по ранжиру, не выделял среди них звезд и сам не зазвездился.

«Родился Николай Владимирович в 1944 году в обычной крестьянской семье, – рассказывает куратор выставки Игорь Лебедев. – Первый фотоаппарат увидел на уроке физики – заинтересовался. В 60-е годы к ним в село приехал в гости полковник из Риги, и мать вместе с военным отправила 14-летнего Колю в Латвию – учиться на столяра. На экзамены он опоздал, и поступил в Рижское музыкальное училище. Пять лет играл на трубе в военно-духовом оркестре, какое-то время даже с молодым Раймондом Паулсом. Потом подвело здоровье – выступать запретили. Он устраивается проявщиком пленки на Рижскую киностудию и начинает фотографировать».

222
На выставке можно увидеть портреты, уличное фото и деревенские сценки. Фото: Росфото/ Николай Гнисюк

Первым заметил талантливого юношу известный латышский фотограф Гунар Бинде, который отметил у Николая прирожденное художественное чутье – умение поймать момент, раскрыть образ. В 1967-м Гнисюк переехал в Москву, где откликнулся на вакантную должность в «Советский экран», и стал штатным фотографом журнала, а со временем главным кинорепортером страны.

К нему тянулись

В столице Гнисюк какое-то время исследовал огромный и незнакомый город, знакомился с ним, ощупывал с помощью своей камеры. Некоторые из этих снимков представлены на выставке – «Ожидание», «Тяжелая ноша», «Цыганка», «Увольнительная», «Купание», «Дождливый день».

333
Каждый портрет запоминается. Фото: Росфото/ Николай Гнисюк

Скоро он уже присутствовал на всевозможных съемочных площадках. Со многими из своих моделей – актерами, режиссерами – дружил. По воспоминаниям, он был настолько открытым и обаятельным человеком, что люди сами к нему тянулись.

«Например, для общения с иностранцами ему было достаточно двух-трех слов, чтобы найти общий язык, – говорит Игорь Лебедев. – Известен случай, когда во время приезда в СССР Марчелло Мастроянни, Гнисюк щелкнул его несколько раз, на что итальянец недовольно сказал, что не любит этого и запрещает ему. «Я не стремлюсь поймать вас на чем-то», – ответил фотограф, и на следующий день передал ему фото. Мастроянни признал: «Был не прав. А фото – настоящие! Спасибо…»

Среди работ, которые можно увидеть на выставке, – портрет Витаутаса Жалакявичюса (автора фильма «Никто не хотел умирать») и актрисы Елены Сафоновой в самый последний день съемок картины «Момент истины» по повести Владимира Богомолова. Отснятый материал не понравился писателю: «Искажается смысл первоисточника». Пленку – результат долгой работы – уничтожили. Единственный осколок, который сохранился, – фото Николая Гнисюка.

Снимки его, по словам сотрудников «Росфото», отличают в первую очередь психологичность, глубина, где-то ирония. Каждый портрет запоминается, его ни с чем не спутаешь. Работать он стремился в черно-белом цвете, чтобы не было отвлекающих моментов, штрихов, чтобы передать самое главное.

555
Выставка работ Николая Гнисюка проходит в Петербурга в первый раз. Фото: Росфото/ Николай Гнисюк

Ушел из жизни Николай Гнисюк ровно 10 лет назад. Выставка его представлена в Петербурге впервые. Всего отобрано 100 работ.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге отключат фонтаны?
  2. Можно ли пить воду из скважины?
  3. Что петербуржцы покупают в Сети?

Что для вас значит правильное питание?