Прохор Денисов 0 1087

Альмавива с гитарой и танцующая Каренина. 7 знаковых спектаклей Мариинки

Ряд современных постановок вызывает бурные споры у ценителей прекрасного. SPB.AIF.RU вспомнил яркие новинки из репертуара Мариинского театра.

Театр был назван Мариинским – в честь Марии Александровны, супруги Александра II. Образ императрицы увековечен и в эмблеме театра – занавесе, который в 1914 году сшили по рисунку художника Александра Головина.
Театр был назван Мариинским – в честь Марии Александровны, супруги Александра II. Образ императрицы увековечен и в эмблеме театра – занавесе, который в 1914 году сшили по рисунку художника Александра Головина. © / Пресс-служба Мариинского театра

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». С этой даты ведет летоисчисление труппа Мариинского театра, ставшего одним из символов русской культуры не только в нашей стране, но и за рубежом. 

В день рождения Мариинки, SPB.AIF.RU вспоминает 7 ярких противоречивых постановок, вызвавших бурное обсуждение в обществе.

Опера «Волшебная флейта», 2007/2008

Мировая премьера оперы состоялась в Вене в сентябре 1791 года. В Мариинском театре свое виденье «Волшебной флейты» представил в 2007 году французский режиссер-постановщик Ален Маратр. Уже больше 10 лет постановка идет с неизменным успехом. 

По сюжету, принц Тамино получает от Царицы ночи флейту, которая должна помочь ему спасти от колдуна возлюбленную Памину. Как водится, на пути к своей мечте главному герою предстоит преодолеть множество препятствий и решить непростые загадки.

Последняя опера Моцарта - зингшпиль – являлась одним из характерных образцов пропаганды духовного совершенствования через просвещение, когда добро развевает мрак, а разум – злые силы. Ален Маратр  решился на смелый эксперимент – вовлечь зрителей в происходящее. В его постановке артисты перемещаются по ярусам театра, на входе звучит запись птичьего пения, а ожившая флейта предстает перед публикой в виде девушки с инструментом и факелом вместо дракона.

Постановка была осуществлена при поддержке L'Association Francaise des Amis du Theatre Mariinsky. Фото: Мариинский театр

Балет «Ромео и Джульетта», 2010 год

«С позиций сегодняшнего дня, постановка имеет много достоинств: четкую повествовательную линию; элегантный, изысканный танец, лирические дуэты; декорации Петра Вильямса, поблекшее великолепие которых точно передает атмосферу итальянского Ренессанса. И здесь нужны абсолютная вера и самоотдача со стороны двух влюбленных, идущие из глубины души. Именно это привносят в спектакль солисты Мариинского балета», - писал «Дэйли телеграф» о классическом балете «Мариинского театра» на музыку Сергея Прокофьева.

В 2010 году балет был представлен в новой редакции балетмейстером-постановщиком Юрием Григоровичем. Роль Джульетты в новой постановке исполняли Анна Никулина, Нина Капцова и Екатерина Крысанова. Образ Ромео же воплотили Александр Волчков, Артём Овчаренко и Руслан Скворцов.

Финальная сцена из балета в постановке Юрия Григоровича, 2010, Ромео — Артём Овчаренко, Джульетта — Нина Капцова. Фото: Commons.wikimedia.org

Опера «Майская ночь», 2009 год

Композитор Николай Римский-Корсаков не скрывал, что с детства любил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, при этом «Майская ночь» была его самой любимой повестью. Работая над либретто оперы и планом, он старался держаться «в точности сюжета Гоголя и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести».

Премьера «Майской ночи» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге в январе 1880 года. В 226-й сезоне театра (2008/2009 годы) в Мариинке проходил музыкальный фестиваль к 200-летию Гоголя, тогда и была представлена новая постановка классической оперы. 

Опера «Севильский цирюльник», 2009 год

«Севильский цирюльник» в остроумной постановке Алексея Степанюка стал самой скандальной премьерой Мариинского театра в 2009 году. Бессмертный шедевр Россини в неожиданной интерпретации режиссера-постановщика зазвучал для зрителей на русском языке. По замыслу действие оперы происходит в некоем европейском городе где-то в 50-ые – 60-ые годы

«Это условный город, в котором подчёркнуты, гиперболизированы некие общие подробности городской жизни. Нам важно было создать атмосферу, немножко странную, гротесковую, чем-то напоминающую фильмы Феллини, поэтому, ради колорита места, мы придумали новых персонажей. И графы (два актёра репетируют сейчас эту роль) у нас не только поют, но и играют в спектакле – один на гитаре, другой на фортепиано», - рассказывал о постановке сам Алексей Степанюк.

По его словам, цель была  - сделать «живой, современный спектакль о борьбе человека за счастье и независимость, о том как не сгибать голову перед сильными мира всего и перед деньгами».

По замыслу действие оперы происходит в некоем европейском городе где-то в 50-ые – 60-ые годы. Фото: Мариинский театр

Балет «Анна Каренина», 2010 год

В апрель 2010 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Анна Каренина» Родиона Щедрина.

Считается, что идея создания этого балета появилась у Майи Плисецкой ещё в 1967 году во время съемок художественного фильма по роману Льва Толстого. Тогда музыку к фильму «Анна Каренина» написал ее супруг Родион Щедрин.

«На съёмках драматического фильм, в котором я выступила в роли княгини Бетси Тверской, мысль о хореографическом воплощении толстовского романа стала ясно витать в воздухе… Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Её можно было танцевать… Почти все съёмки фильма шёл мой внутренний диспут с режиссёром фильма. В довершение и Щедрин в пух и прах разругался с Зархи: тот безбожно искромсал музыку. — Будем делать балет. Совершенно по-своему…», - вспоминала тот момент известная балерина.

Премьера балета в трех актах прошла 10 июня 1972 года в Большом театре. На сцену же Мариинки он впервые попал в 2004 году в постановке Алексея Ратманского. В 2010 году балет обрел новую жизнь.

Стоит отметить, что Родион Щедрин специально для Мариинского театра созданы оперы «Левша» (2013) и «Рождественская сказка» (2015).

На сцену Мариинки балет впервые попал в 2004 году в постановке Алексея Ратманского. Фото: Мариинский театр

Опера «Женщина без тени», 2009 год

В 1919 году в Венской государственной опере состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени», которая была задумана как философская гуманистическая сказка.

Российская премьера оперы состоялась 16 ноября 2009 года в Мариинском театре. В качестве постановщика выступил режиссер Джонатан Кент. Англичанин в 2007 году с успехом уже поставил там «Электру». 

В его версии, вместо сказочного мира герои взаимодействуют в урбанистических декорациях. Так, к примеру, один из героев – красильщик Барак, чья молодая жена не хочет иметь детей, - живет не в хижине, а в унылом гараже, забитом старым автомобилем, кастрюлями и стиральными машинами.

«Женщина без тени» — одна из самых сложных партитур Штрауса. Фото: Мариинский театр

Опера «Братья Карамазовы», 2008 год

Мировая премьера оперы-мистерии состоялась в Мариинском театра в 2008  году.

Постановка вызвала много противоречивых отзывов. Одни критики отмечали, что «музыкальные эмоции постоянно бьют через край», а молодой режиссер Василий Бархатов сумел смог сделать «тонкий, не по-детски мастеровитый спектакль, где практически каждый из огромного количества персонажей Достоевского выпукло прорисован не по одному разу».

В Мариинке прошла мировая премьера оперы «Братья Карамазовы» в постановке режиссера Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина. Фото: Мариинский театр

В новой редакции опера была показана в 2013-м.  


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Из чего состоит соль?
  2. Можно ли красить ногти перед родами?
  3. У «Балтийской» появится второй выход?

Как вы будете искать аптеку в незнакомом районе?