Людмила Николаева 0 157

Наследие Ватикана. Как мозаичная мастерская стала достоянием России

Самые знаменитые в мире мозаичные мастерские находятся в Ватикане и Петербурге. Без первой, возможно, не было бы второй.

Людмила Николаева / Из личного архива

Папские мастера стали первыми учителями для наших художников. Именно с их «подачи» решено было открыть на берегах Невы отечественную школу при Императорской Академии художеств.

В нынешнем году ей исполнилось 260 лет. На 94-м году своего существования, вырастив к тому времени уже не одно поколение талантливых живописцев, академическое начальство приняло решение о создании собственной мозаичной мастерской.

Привет от Папы!

Обогнув историческое здание Академии художеств на Васильевском острове и пройдя немного вперёд по 3-й линии, останавливаюсь у розоватой расцветки приземистого здания постройки 1864 года (мозаичная студия, созданная в 1851 году, располагалась сначала в академическом циркуле). Толкаю тяжёлые двери, шагаю по гранитным ступеням куда-то вниз, наклоняясь, чтобы не задеть головой низкие своды потолка. В какой-то момент начинаю сомневаться - туда ли иду? Но вот выхожу к другой лестнице, ведущей вверх. Ещё пара-другая минут - и оказываюсь в большом светлом зале с окнами от пола до потолка и масштабными панно на торцовых стенах. Впечатляет! Зал заполнен столами, завален разноцветными камнями и керамической плиткой, тут и там в нём разнообразные инструменты, рулоны картона, рамы, подрамники. 

- Вы у нас впервые? - Ко мне подходит мужчина средних лет. Павел Степанов, старший мастер, с которым я предварительно договорилась о встрече, предлагает небольшую экскурсию по мастерской, прославившейся своими работами уже с первых лет своего существования.

- Решение о её создании родилось во время строительства Исаакиевского собора, - рассказывает Павел Васильевич. - Первоначально предполагалось, что интерьеры его будут украшены фресками. Но сырой питерский климат быстро бы уничтожил их. В этом мнении сошлись и живописцы, и представители церкви, и император Николай I, лично курировавший «стройку века» (возводился Исаакий, как известно, сорок лет, с 1818-го по 1858 г. - Авт.). Тогда и вспомнили о мозаике, о которой ещё Ломоносов говорил, что «за ней - будущее». Со времён Ренессанса лучшими мастерами считались папские, из Ватикана. Их и пригласили в Петербург.

Приехали те со своими идеями, инструментами, а также с запасом смальты, взявшись за создание не только мозаичной мастерской, но и фабрики по изготовлению смальт на базе петербургского стекольного завода.

Сегодня смальту выплавляют в самой мастерской на 3-й линии, 2-А. Точнее, в этом же здании, но на «нулевом» этаже. В 1960-х годах там были установлены новые чешские газовые стекловарные печи. Таких нигде в мире уже, наверное, не найдёшь, предпочтение отдаётся электрическим, те считаются удобнее, проще.

Фото: Из личного архива/ Людмила Николаева

- У нас по этому поводу долго в своё время дискутировали, решая, менять или не менять печи, - говорит Павел Степанов. - Пришли к выводу, что нужно оставить газовые. В них палитра смальты получается намного разнообразнее, интереснее. «Варим» её как по старинным, так и по современным рецептам, которые разрабатывают для нас в Технологическом институте.

Поинтересовалась у моего собеседника, пришедшего в мозаичную мастерскую 37 лет назад и с тех пор не менявшего места работы, что привлекло его здесь и что «держит» все эти годы? Ответил сначала кратко: понравилось выкладывать камешки. Заметив на моём лице недоумение, объяснил: «Кладёшь их не спеша один к одному (спешка тут точно не нужна. - Авт.), подбирая палитру к заданному художником сюжету, чтобы в какой-то момент явилось на свет цельное художественное полотно - мозаичное».

Вот в чём точно превзошли ученики (россияне) своих учителей (итальянцев) - так это в максимальном приближении мозаичных картин к живописным. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в Исаакиевский собор, стены которого украшают шедевры, созданные мозаичистами по эскизам кисти Тимофея Неффа, Карла Брюллова, Петра Басина, Александра Бейдемана, многих других художников из плеяды великих.

Наследники по прямой

В ХIХ веке россияне учились мозаичному искусству у европейцев. А сейчас? Тот же Павел Степанов, окончив художественную школу при Институте им. Репина, мастерство обретал с опытом, работая бок о бок с корифеями советских времён Зоей Никоновой, Александром Тимофеевым, Олегом Пучковым. Все они - представители первого послевоенного поколения отечественных мозаичистов. Учились у профессора Владимира Фролова. Его работы - общепризнанные в мире шедевры, гордость не только Петербурга, всей России. Среди них - внутреннее убранство Спаса-на-крови, мозаики дома Набоковых на Большой Морской улице, здание Палаты мер и весов на Московском проспекте… 

Владимир Александрович был продолжателем дела своего отца Александра Никитича Фролова, одного из первых российских мозаичистов, создавших собственную школу. В том же Исаакиевском соборе иконы «Св. Магдалины» и «Св. Екатерины» (отмечена большой золотой медалью на Московской политехнической выставке), фигуры Христа и воина в «Бичевании», голова евангелиста Марка - его золотых рук дело!

«Прямым потомком» Фроловых по «линии творчества» считает себя нынешний руководитель академической мастерской Александр Быстров. Многие петербуржцы и гости города регулярно заочно «общаются» с ним - через мозаичное панно размером 5 на 12 метров на станции метро «Площадь Александра Невского-2». Оно давно признано одним из лучших в нашей подземке.

- С первых лет учёбы меня интересовала работа со смальтой, привлекала магия горячих температур при их варке, - говорит Ирина Баранова, выпускница Института им. Репина 2016 года. - Во многом это заслуга Александра Быстрова, чью мастерскую я оканчивала. И у которого продолжаю учиться по сей день, уже получив диплом и работая самостоятельно.

Фото: Из личного архива/ Людмила Николаева

Праздник первого камня

Есть такая традиция в мастерской - отмечать первый день работы здесь студентов. Те незадолго до выпуска проходят обязательную мозаичную практику. Для кого-то она всего лишь знакомство с ещё одним направлением художественного творчества. Для иных - судьба. 27-летняя Татьяна Киргизова, например, после двухмесячной практики уже точно знала, чему посвятит свою профессиональную жизнь.

- Меня мозаика буквально захватила, - уверяет девушка. - Нравится всё: обрабатывать смальту, выкладывать её, закреплять. Я открыла для себя, в сущности, новый мир. Что важно в нём? Усидчивость. Терпение. Аккуратность. Мозаика - сложный материал. Но и благодарный. Он стилизует форму, объём, добавляя, если хотите, смысл картинам.

Сейчас в мастерской идёт работа над монументальным панно для новой станции петербургского метрополитена «Проспект Славы», которая должна открыться в наступающем году. Там рядом парк Интернационалистов. Отсюда и тема - посвящение нашим соотечественникам, воевавшим в Афганистане. На столах у мозаичистов замечаю несколько уже практически готовых блоков. Блок со стилизованным чёрно-белым портретом воина-интернационалиста размером 85х90 см был собран за месяц. Ещё месяц уйдёт на то, чтобы зафиксировать камни, убрать временный грунт и забетонировать. На блок с цветной палитрой времени уходит примерно вдвое больше. Работает над панно вся команда мастерской - 13 человек во главе со старшим мастером.

Захотелось и мне попробовать «поиграть камушками». Кажется, это так просто - выкладывай их точно по рисунку! «Пожалуйста», - услышала в ответ. Вооружившись смальтоколом, а также стеклорезом, мартеллиной (специальный фигурный молоток), кусачками и пинцетом, я подошла к свободному столу, взяла в ладонь горсть разноцветных камней размером с фасоль, и... Не буду утомлять читателя подробностями своего «творчества». Скажу одно: ничего у меня «с ходу» не получилось. Не захотели слушаться меня мартеллина с пинцетом, «картинка» не складывалась, в тон я не попадала, а камешки выскальзывали из рук, разлетаясь в разные стороны.

Права была Татьяна Киргизова и её коллеги - не каждый может заниматься мозаичным искусством, надо многое уметь. А чтобы уметь, надо долго учиться.

Судя по тому, что работы специалистов мозаичной мастерской Академии художеств востребованы далеко за пределами Петербурга, что к ним регулярно приезжают «подучиться» коллеги из-за рубежа, учениками они были прилежными. Мастерами стали классными. Ватикан отдыхает!


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Из чего состоит соль?
  2. Можно ли красить ногти перед родами?
  3. У «Балтийской» появится второй выход?

Как вы будете искать аптеку в незнакомом районе?