Алина Клименко 0 131

Явление Мессии. Самой известной картине Александра Иванова – 160 лет

«АиФ» продолжает проект, посвящённый 260-летию Императорской Академии художеств.

В июне 1858 года в столице российской империи произошло выдающееся культурное событие. В одном из залов Академии художеств было выставлено полотно, которое и сейчас, спустя почти два века, остаётся одной из самых грандиозных живописных работ - «Явление Христа народу» Александра Иванова. Для того чтобы гигантскую картину доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности, Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала немалые деньги - весь высший свет был наслышан о грандиозном замысле Иванова и мечтал посмотреть на его воплощение. 

«Затмение Христа народом»?

Впрочем, отреагировала публика по-разному. Восторженные отклики («самой гениальной, самой народной русской картиной» назвал её Илья Репин) соседствовали с удивлёнными и недоумевающими, а порой и язвительными. Так, русский религиозный философ Василий Розанов посоветовал назвать работу не «Явление Христа народу», а «затмением Христа народом».

В большинстве источников указано, что художник потратил на работу над полотном 20 лет жизни - с 1837-го по 1857-й. Однако на самом деле на осуществление замысла у Иванова ушло 26 лет! Впервые идея написать сюжет, в котором он мечтал отразить «смысл всего Евангелие», пришла к нему намного раньше.

«Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелие, на Евангелие от Иоанна. Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелие. Увидел, что Иоанну было поручено Богом приготовить народ к принятию Учения мессии. А, наконец, и лично его представить народу. Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», - писал мастер.

С этого момента художник фактически обозначил себе дело всей своей жизни - пройдёт много лет мучительных поисков, прежде чем Иванов решится представить свою работу публике.

Фото: Commons.wikimedia.org

Роковое решение

От масштабного замысла Иванова отговаривали многие, в том числе и его отец - художник, представитель старой школы, профессор Академии художеств. «Сущность всего Евангелие - предмет довольно важный, но как ты оный изобразишь?», - вопрошал он сына в письмах.

Тем не менее Александр Андреевич взялся за «неудобоисполнимую» идею. За время работы над «Явлением» он создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей, которые нашли своё отражение в финальной картине. Всё это время его бранили те, кто не видел полотна, за лень. «Восемь лет сидел над картиной, и до сих пор картине нет конца!» - говорили злопыхатели. Иванов не обращал на них никакого внимания, он стремился к совершенству.

«Беспрестанно сравнивая себя со всем, что Рим и Италия имеет классического и высокого, я всегда остаюсь в каком-то заботливом недовольстве. Иногда в отчаянии, хотя и отдыхаю на одобрениях именитых художников живущих. Нет черты, которая бы не стоила мне строгой обдуманности. Для окончания такого труда, я смею уверить, что нужно больше времени, чем предполагают высокие мои покровители», - писал он.

Порой только поиск натурщика для той или иной фигуры на картине занимал у него годы.

Однако даже спустя 26 лет напряжённой работы Иванов считал её так и незавершённой. В начале 1858 года, накануне отъезда в Петербург, в письме Президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне он констатировал: «…в настоящем виде своём картина моя быть может не лишена некоторых достоинств. В ней я старался подойти сколь возможно ближе к лучшим образцам итальянской школы и вместе с тем составить что-то своё, в чём быть может и успел», но всё же: «Картина не вполне окончена, с сокрушённым сердцем отрываюсь я от любимого труда; зрение ослабевает в утомительной работе, окончательно решает против меня задачу».

Решение о переезде в Петербург стало для художника роковым. Спустя всего полтора месяца после выставки, в июле того же года, Александр Иванов скончался (предположительно - от холеры). Его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

После смерти мастера «Явление Христа народу» у Академии художеств выкупил император Александр II за 15 тыс. рублей - доход художника средней руки за несколько лет. Сейчас шедевр хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Мастер одной картины?

Долгие годы Александр Иванов упрямо и последовательно считался автором одной картины.

Заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Государственного Русского музея Григорий Голдовский: 

- На самом деле масштабы художественной деятельности творца «Явления Христа народу» способны поразить воображение. Если верить подсчётам академика исторической живописи Михаила Боткина, для устройства выставки в Петербург в 1858 году Иванов привез 410 работ масляными красками и около 200 рисунков и акварелей! Кроме того, в Риме, в распоряжении его брата Сергея Иванова осталось 317 живописных этюдов и 330 графических листов.

В «иванововедении» непочатый край работы! Достаточно напомнить, что по сию пору полностью не опубликованы и не прокомментированы альбомы с «библейскими эскизами».

Полная выставка Александра Иванова - вещь неосуществимая. Нет такого музея или выставочного зала, вряд ли найдётся и такой куратор, который взялся бы за эту титаническую задачу. Как сказал Иван Крамской, «ни один художник не сделал для русского искусства больше его!».

Заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Государственного Русского музея Григорий Голдовский

Интересные факты о картине

  • Иисус Христос изображён на полотне в академической манере. Но Александр Иванов не прислушался к советам отца и не стал изображать Спасителя с нимбом и голубкой. А вот Иоанна Крестителя художник наделил чертами Зевса Отриколийского, списанного с античного бюста. В то же время в нём есть и черты женского лица с одного из этюдов «Женская голова в повороте Иоанна Крестителя», написанного к картине.
  • Иванов так и не доехал до Палестины. Весь пейзаж, изображённый на полотне, - это итальянские сады, пригороды, равнины, горы.
  • Некоторые исследователи считают, что одну из фигур на полотне Иванов писал со своего друга Николая Гоголя. С этим не согласна доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Светлана Степанова: "Ни в одной из записей художника не упоминается присутствие Гоголя на картине. То, что на ней изображён не Николай Васильевич, свидетельствует и следующий факт: художник и писатель познакомились осенью 1838 года, а фигура человека в бурой хламиде появляется во всех эскизах Иванова начиная с 1836-го. Кроме того, в одном из писем мастера есть заметка: «На дальнем плане два мытаря. Один, занятый горьким раскаянием, ничего не слышит. Другой оглянулся на голос Иоанна». Странно предполагать, что Гоголя, который по сути был для Иванова духовным наставником, он изобразил в образе антогониста Христа, мытаря, сокрушённого своими грехами".
  • Во время создания картины Иванов негласно соперничал с двумя другими выдающимися живописцами Карлом Брюлловым и Фёдором Бруни, создававшими в это же время картины «Последний день Помпеи» и «Медный змий». «Мирный предмет мой станет выше изображения пожара и язвы», - противопоставлял свою работу художник.
  • Полотно считается одним из самых масштабных в мире - его высота составляют 5,4 метра, ширина - 7,5 метра. По размаху оно превосходит «Девятый вал» Айвазовского (2,21 на 3,32 м) и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (2,73 на 2,33 м).

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с мемориалом погибшим над Синаем в Ленинградской области?
  2. Освободят ли многодетные семьи от транспортного налога?
  3. Какие льготы по оплате капремонта действуют в Санкт-Петербурге?

Что для вас значит правильное питание?