08:47 28/08/2014 Елена Петрова 0 184

Отдыхать культурно. Алексей Гориболь о Моцарте, звуках природы и… шашлыках

- В эпоху, когда любое музыкальное произведение можно найти в Интернете, люди хотят слушать живое исполнение, - говорит Алексей Гориболь, пианист, художественный руководитель фестиваля «В сторону Выборга».

Этот летний фестиваль на Карельском перешейке проходит уже в седьмой раз, заключительный концерт состоится 30 августа. 

«Остановите здесь!» 

- Алексей, как получилось, что вы - москвич, организовали фестиваль в курортном районе под Петербургом?

- Никак не разделяю Петербург и Москву. Живу на два города, но в последние четверть века я воспринимаю себя, скорее, петербуржцем. Началось с того, что в молодые годы попал в Дом творчества композиторов в Репино, здесь и произошло приобщение к городу через таких людей, как Вениамин Баснер, Леонид Десятников, Сергей Баневич, Аркадий Ипполитов. 

А потом наступил такой период, когда мне в Петербурге давали выступать больше, чем в Москве. Здесь мне изначально везло на людей, которые в меня поверили и которым было интересно то, что я делаю.

- А ведь вы делали много проектов, связанных с новой музыкой, авангардом. При этом принято считать, что Петербург - город более консервативный, чем столица

- Не так много, как хотелось бы. Но я рад, что совместно с институтом «Про Арте» удалось заказать и впервые исполнить в лучших залах сочинения Игоря Вдовина, Алексея Айги, Павла Карманова… А насчёт консервативности я бы поспорил, потому что здесь всегда был силён андеграунд в музыке, изобразительном искусстве, в театре. 

- И всё-таки, чего не хватает городу, чтобы полноправно называться «культурной столицей»?

- Хватает всего! Наибольший резонанс в Москве всегда вызывают гастроли театра Льва Додина, оркестра Юрия Темирканова, Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, премьеры проектов Дианы Вишнёвой и спектаклей Леонида Десятникова. Всегда не попасть на Алису Фрейндлих. 

Я бы не стал противопоставлять Москву и Петербург. Могу лишь заметить, что Москва помпезна и эклектична, в ней легко затеряться, а в Питере всё яркое и интересное сразу на виду. И ещё Петербург отличается от Москвы тем, что здесь в маршрутке люди, причём молодые, произносят: «Будьте добры, остановите, пожалуйста». А в Москве жёстко: «Здесь остановите!»

Без «шелухи»

- Вернёмся к фестивалю. Вы хотите научить людей «отдыхать культурно»? 

- Ну как вам сказать… В Европе существует огромное количество летних фестивалей, которые сочетают и отдых, и серьёзное музицирование. 

В соседней Финляндии грандиозные летние оперные циклы в Савонлинне и Миккеле, изысканные камерные фестивали. У нас же в последние годы на побережье установился диктат «шашлычных party». Я сам прекрасно жарю шашлыки, но всё-таки главная прелесть Карельского перешейка - чистый звук природы, красота и элегичность места. Наш фестиваль даёт возможность публике ощутить связь со знаковыми именами и традициями Серебряного века и слушать музыку от Баха и Моцарта, до Шостаковича и Сибелиуса. Эти имена востребованы, залы полны.

Как и при Илье Репине, в «Пенатах» звучит музыка. Фото: Из личного архива / Александр Браво terijoki.spb.ru

 

- Вход на концерты фестиваля - бесплатный. А исполнители у вас выступают первоклассные. Это энтузиасты, понимающие свою миссию?

- Насчёт миссии - не знаю, а энтузиазм, конечно, есть. Кроме того, лето - время, когда можно разучивать новые произведения, делать программы, которые потом прозвучат в филармониях. В этом сезоне мы посвятили вечера 125-летию Анны Ахматовой и 140-летию Всеволода Мейерхольда, ведь их жизнь и творчество напрямую связаны с Карельским перешейком. 

Почётные дачники

- Заметила, что не такая уж у вас простая публика. На концерте в музее-усадьбе Репина в «Пенатах» были писатели Валерий Попов и Илья Штемлер, Почётные граждане Петербурга Даниил Гранин и академик Людвиг Фаддеев. Это тоже дачники?

- Да, все эти выдающиеся люди - дачники Карельского перешейка. А Даниил Александрович, к тому же, большой меломан, он всегда присутствует на концертах. Здоровье, к счастью, позволяет.

- Знаю, что фестиваль помогает музею «Пенаты». А есть ли ещё идеи поучаствовать в возрождении уникальных памятников Карельского перешейка?

- Мечтаем восстановить «беседку Улановой». Когда Галина Сергеевна отдыхала в Комарово, она ежедневно занималась в этой беседке балетным экзерсисом. Беседка ещё стоит, но уже покосилась, ищем спонсоров для реставрации. Самим не потянуть. 

- Дачникам Карельского перешейка можно позавидовать... Вы не собираетесь расширять географию фестиваля?

- Всё время об этом думаем. Ведь «В сторону Выборга» - это не только из Петербурга, но и из Хельсинки тоже. Этим летом впервые один из концертов мы дали в городе Котка. В следующем году - юбилеи Чайковского и Сибелиуса, хотелось бы создать специальную программу из сочинений классиков соседних стран. И представить её и в России, и в Финляндии. 

- И всё-таки лето в стране выдалось тревожное, а вы, как ни в чём не бывало, занимались музыкой. Неужели не возникало ощущения сгущающейся тьмы?

- Отвечу фразой Александра Блока, тоже, кстати, нашего дачника: «Чем хуже жизнь, тем лучше можно творить».

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где откроются новые платные парковки?
  2. Для чего нужна туристическая полиция?
  3. Как приучить ребёнка питаться полезно?

«Читающий Петербург»: где вам удобнее покупать печатную прессу?