Маша ПРЯЖКИНА 1 172

Резо Гигинеишвили: «Можно все разрушить, если телевизор смотреть»

Создатель «Жары» Резо Гигинеишвили выпустил на экраны лирическую комедию о вечных ценностях в лучших традициях мэтров «советского...

SPB.AIF.RU: - Резо, что было главным для Вас в работе над картиной?

Р.Г.: - «Любовь с акцентом» - это очень личная история для меня. Всегда лучше делать кино про то, что сам любишь, что хорошо знаешь. Работа над картиной, общение нашей русско-грузинской группы, помощь горожан - простых тбилисцев - все это стало частью готового фильма. Мы как два народа соскучились друг по другу. Мы понимаем друг друга. Верю, что удалось не только рассказать какую-то историю, но и дать ту эмоцию, которой мы жили все это время. Невозможно, чтобы зритель это не почувствовал, мы делали эту картину так искренне…

SPB.AIF.RU: - А бывает, что неискренне делают кино?

Р.Г.: - Многие делают. Но не все же.

SPB.AIF.RU: - Видимо, потому что не каждому повезло учиться у Хуциева, у Данелии…

Р.Г.: - Мне повезло. Я помню, говорили, что во ВГИК без жизненного опыта не принимают, и меня это тревожило. Не могу сказать, что у меня в 16 лет не было жизненного опыта, но я усиленно готовился к экзаменам, много читал. А учился я в московской русской школе, про что и Хуциев, видимо, не знал. Желая мне как-то помочь, он, вдруг, заговорил со мной на грузинском и про грузинскую поэзию.

SPB.AIF.RU: - Про Галактиона Табидзе?

Р.Г.: - Нет, он меня о Бараташвили, «грузинском Байроне», спросил. Если бы о Блоке и Мандельштаме - мне было бы проще. Но я как-то вывернулся и на Бараташвили с Пастернаком.

SPB.AIF.RU: - Учитель любил вас?

Р.Г.: - Всегда занижали мне оценки. Я помню, поставил «Героя нашего времени». Хорошо поставил. Люди с других курсов ходили смотреть! Знаете, как это бывает в любом институте – отвоюешь себе какое-то жизненное пространство, тебя начинают уважать. И вот Марлен Мартынович мне за «Героя» ставит «три»! И говорит при этом: «Я тебе поставил «три», потому что если грузину поставить пять, то он будет думать, что он Феллини». Я расстроился. Через некоторое время провожал его до дома, и у своей квартиры он меня притормозил - жди, мол. И долго что-то искал. Вышел с фотографией, где он с Феллини на московском кинофестивале, и говорит: «Это тебе, говорит, компенсация за двухбалльное отставание от группы. Устраивает»? Еще бы. Я эту фотографию до сих пор храню. Мне за себя не стыдно. Надеюсь, моим педагогам – тоже. Вот был случай, когда мы сидели у Никиты Сергеевича ( Михалкова – ред.), и Данелия в шутку, а, может, тут же сочинил - он такое может - сказал: «Я двух людей по блату пристроил во ВГИК: одного Никиту, другого тебя. И я не разочарован, ни за одного не стыдно». Понятно, такие слова, даже сказанные шутя, уже стимул.

SPB.AIF.RU: - А Никита Сергеевич легко отпустил дочерей к вам в картину?

Р.Г.: - Надя - моя жена! Что значит «не отпустил»? Но я с ним советовался, глупо было бы не воспользоваться его опытом. Даже из Тбилиси посылал ему одну из своих новелл. В роли Ани Михалковой было всего лишь две страницы машинописного текста. Мы с ней точно прошли характер ее персонажа. Точно его собрали. Я знал, что если Аню (по фильму она Хельга) посадить за один стол с грузинскими мужчинами – история точно получится. И пригласил своих друзей тбилисцев, они не актеры – все разные люди. Один, вот, врач-анестезиолог, остальные – тоже колоритные. Все поют. Дал им предлагаемые обстоятельства. Женщина, одна, в ресторане, скучает. Попросил, покажите ей, что она самая красивая, как это могут только грузины. А у Аниного персонажа – свои комплексы. И это уже интересно. Когда стали снимать сцену в ресторане, уже я положил вторую камеру себе на плечо. Потому что русскому коллеге трудно объяснить, какой голос, когда вступает, когда многоголосием поют семеро. И вот мы снимаем 7-8 часов. Они гуляют, пьют, вошли в роль. И дошло уже до того, что тамада в кадре предлагает: «Хельга! Выпьем за твоего папу, очень мне нравится, какие он фильмы снимает!». Я машу руками: «Это не надо, это не ее папа по фильму!»

SPB.AIF.RU: - А правда, что вы вначале выбирали актеров, а потом придумывали под них новеллы? 

Фильмография Ризо Гигиемнишвили 

 

Режиссёр
2013 — «Папины дочки» (полнометражный фильм)
2012 — «Любовь с акцентом» (киноальманах)
2011 — «Без мужчин» (комедия, драма)
2006 — «Жара» (комедия, мелодрама)
2006 — «9 месяцев» (телесериал)
Сценарист
2006 — «Жара»
Продюсер
2011 — «Без мужчин» (комедия, драма)
2010 — «Аманда О» (сериал)
2010 — «Туман» (военный, драма)
Актёр
2002 — «Ледниковый период» (сериал) в роли Дат


Р.Г.: - Правда. Не знаю, как другие режиссеры работают, я - так. Мы много общались с ребятами, которые делают современный арт-хаус, ну или то, что сейчас называют арт-хаусом, с Димой Мамулия, с Бакуром Бакурадзе. Мне хотелось что-то оттуда привнести и погрузить артиста в то пространство, где он может органично существовать. Эти истории возникали сами собой. Идею той, в которой заняты Надя Михалкова с Мерабом Нинидзе и мальчиком Зукой, вспомнил наш сценарист Давид Турашвили. Ему реально писал человек из тюрьмы, который вот также скрывался от правосудия в запертой квартире.

 

SPB.AIF.RU: - … очень грузинская история, в нее сразу веришь.

Р.Г.: - И между тем - абсолютное вранье! Это не жизненная правда, а правда художественная. На бумаге – была одна история. Но пластика, кинопластика – совсем другая вещь. Я представил этот шумный грузинско-итальянский по темпераменту двор, глаза Мераба (актера уровня Де Ниро, по-моему), мальчика, которого уже знал… И понял – это может зажить на экране!

SPB.AIF.RU: - В вашем фильме много известных лиц: Филипп Янковский, Светлана Бондарчук, обе Михалковы, Ирина Пегова и даже Вахтанг Кикабидзе. И все же непонятно, как вам при обилии стольких известных актеров и светских персонажей удалось избежать частого сегодня для отечественного кино принципа «тусовки»?

Р.Г.: - Наверное, мне не хотелось этого. Хотя сегодня часто и в рецензиях пишут про картину «снялся этот, этот и этот - значит, надо идти». Многие идут в кино только на знаменитые имена. В этой картине у меня по-всякому было. Вот пришел на пробы молодой красавец Никита Ефремов и я понял – другой мне не нужен. А Тина Давиташвили до последнего дня не знала, что будет сниматься в истории про современных Ромео и Джульетту вместе с Никитой. Мы позвонили ей за день до начала съемок. Она потом говорила: «Я так громко крикнула «меня утвердили!», что у бабушки подскочило давление». Все было по-разному. И все – про любовь.

SPB.AIF.RU: - А вы сам–то помните, когда в первый раз в жизни влюбились?


Р.Г.: - Конечно! Я влюбился в подругу мамы. Забыл только, сколько мне тогда было лет. Мало. Но я, видимо, с детства любил ухаживать за женщинами. Хотя… любовь такая вещь, в которой не все можно сказать словами. Ну, как мне сейчас сказать Наде словами, почему я ее люблю? Иногда такие вещи можно выразить чем-то другим. Картинкой. Музыкой.

 

SPB.AIF.RU: - Поэтому в вашей «Любви с акцентом» ее так много? Как подбирали музыку?

Р.Г.: - Для меня музыка была определяющей, истории у героев картины разные, а пространство – одно. Я хотел, чтобы и музыка была разной, но гармоничной этому пространству. Нам повезло, классик Гия Канчелия, я считаю, величина уже мирового уровня, просто безвозмездно отдал нам свои вещи. К работе подключился и молодой композитор Ники Рачвели, который делал со мной и «Жару», и «9 роту», где я был вторым режиссером. Там есть и Тимати, и Агутин, и популярный сейчас Иван Дорн. Я очень благодарен нашему звукорежиссеру Кириллу Василенко, уроженцу Ленинграда, как он любит себя называть.

SPB.AIF.RU: - Красивый получился фильм, не малобюджетный. А не было страхов, мол, надо ли снимать русско-грузинский фильм, фильм про Грузию, когда у нас такие сложные отношения сейчас?

Р.Г.: - Про бюджеты лучше у продюсеров спросить, было миллиона два с лишним долларов, но там были еще досъемки - точно не скажу. А красивой картина получилась благодаря той декорации, которую мы имели. В Грузии – куда не поверни камеру – уже красиво. Страхов у меня не было, потому что я в никакие сложные отношения не верю. Приезжайте в Тбилиси и вы не поверите. Не знаю точного перевода с грузинского, но на русском эта мысль звучит приблизительно так - то, что разрушено враждой, можно восстановить только любовью. После премьеры «Любви с акцентом» на ММКФ многие зрители пошли искать московские «Хинкальные», многие - сразу поехали за билетами в Тбилиси.

SPB.AIF.RU: - Появление Кикабидзе в вашей картине только усиливает ощущение иллюзии, что все как во времена Мимино, что все мы еще вместе, дружим, что нет никакой границы.

Р.Г.: - Нет между нами никаких границ! Мы две страны, в едином культурном пространстве. Это говорю я, грузин с русским образованием. Нас с Надей, когда мы венчались, благословил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. У нас, России и Грузии, общее православие, это сильная связь. Не знаю, как объяснить точнее, но у меня это внутри.

Яркие краски Грузии и какой-нибудь тихий русский пейзаж с домиками, когда вдруг словно открывается небо, вызывают во мне одинаковые чувства. Это, конечно, можно все разрушить, если каждый день телевизор смотреть. Лучше смотреть – хорошее кино. Вот вы, допустим, на «Один плюс один» Оливье Накаша и Эрика Толедано сходили? Нет? А это один из самых популярных французских фильмов. Вот вам наш прокат. Вот то, чего я боюсь.

SPB.AIF.RU: - А чего хочется? Отпуска?

Р.Г.: - Нет, не надо отпуска. Снять другую картину хочу. Сейчас не вылезаю из зала перезаписи, делаю не продолжение, даже не вторую часть, а продолжение темы «Любви с акцентом» про людей разных возрастов. Будет называться «Как дети». Там у меня снимаются Олег Валерьянович (Басилашвили – ред.) и Инна Михайловна (Чурикова – ред.). Потом выйдет полная версия обоих фильмов на ТВ, а вот потом, быть может, сниму камерную картину.

SPB.AIF.RU: - Фестивальное кино, арт-хаус? Кино для себя?

Р.Г.: - Можно назвать арт-хаусом. Есть настроение. С таким я уже снял короткометражку «Радость». Ну хочется чего– то. Другого. Но кино для себя я бы не стал снимать. Это процесс может быть для себя. А кино, оно для зрителя, чтоб пришел. Увидел. Мне это важно.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Почему подорожает алкоголь?
  2. На сколько вырастут детские пособия?
  3. Когда в Петербурге включат отопление?

Кто поможет качественно подготовить школьника к сдаче ЕГЭ и ГИА?