«Умирающий лебедь» русского балета. Судьба великой балерины Анны Павловой

12 февраля 1881 года в дачном посёлке под Петербургом родилась Анна Павлова, которой суждено было стать выдающейся балериной XX столетия. SPB.AIF.RU вспомнил интересные подробности её биографии, головокружительные фуэте и фантастическое обаяние.

Из всех балерин XX столетия Павлову можно назвать одной самых красивых и впечатляющих своим обаянием женщин. Удивительная грация, гордая посадка головы и непременная чуть заметная улыбка не могли не вызывать восхищения. Однако, несмотря на огромный успех у мужчин о личной жизни Павловой известно немногое. Может быть, всё дело в том, что балерина считала служение искусству смыслом своей жизни и даже сказала однажды: «По-моему, истинная актриса должна жертвовать собой, своему искусству. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин». Вероятно, поэтому история, хранящая огромнейший материал о её карьере, оставила очень мало сведений о ней самой.  

12 февраля, в день рождения Павловой, SPB.AIF.RU вспоминает историю жизни великой балерины. 

Рождение легенды

Известно, что Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово, где находились фешенебельные особняки и куда предпочитала выбираться из города на лето петербургская знать. Своего отца, бывшего отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова, девочка не помнила, да и мало кто верил в то, что она была дочкой обычного служивого. Поговаривали, что её настоящим отцом являлся Лазарь Поляков, банкир и младший брат известного строителя железных дорог Самуила Полякова. К тому бедное детство будущей примы плохо увязывалось с летним отдыхом в двухэтажной дачей в Лигове, частые ее посещения Мариинского театра, где абонировались лучшие места, а также обучение в Императорской балетной школе, уроки в которой могли брать дети только очень обеспеченных родителей.

«Пушинка на ветру – она будет летать на сцене»

Характер Павловой - волевой, решительный и целеустремлённый - начал проявляться ещё в детстве. В возрасте восьми лет девочка, сидя на спектакле в Мариинском театре, категорично сказала своей материи: «Я буду танцевать «Спящую Красавицу» в этом театре!». Желание скоро стало претворяться в жизнь: девять лет Павлова провела в балетной школе, где уклад жизни был по-монастырски суров, а обучение – тяжёлым, но плодотворным. Здесь следовали традициям классического балета, великолепно ставили технику и не терпели лени. Однако на пути поступления в балетную школу Павлову встретили препятствия. Первая попытка поступить сюда закончилась провалом: балетмейстеры сочли девочку слишком хрупкой и чересчур болезненной. Судьба её решилась во время второй попытки, когда знаменитый на весь мир солист балета и хореограф Мариус Петипа, увидев пробы юной Павловой, сказал: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене». После такого резюме Павлова была принята в школу.

Характер Павловой - волевой, решительный и целеустремлённый - начал проявляться ещё в детстве.  Фото: Commons.wikimedia.org

После окончания Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова поступила в труппу Мариинского театра, где танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Железная воля и не терпящий поблажек характер, благодаря которому даже во время болезни она выходила на сцену и каждый раз выступала лучше, чем в предыдущий, помогли ей в 1906 году стать ведущей танцовщицей труппы. Уже тогда критики балета выделили её уникальную и самобытную манеру танца, которая, не выходя за рамки классического балета, была оригинальной и превращала знакомые сюжеты в шедевральные динамические зарисовки, где было много драматичного, эмоционального и одновременно сдержанного. 

«Умирающий лебедь» Фокина и «Русские сезоны» Дягилева

Первым наиболее заметным скачком в карьере стало участие Павловой в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре, где она исполнила специально поставленную для неё выдающимся хореографом Михаилом Фокиным миниатюру «Лебедь». Позже номер, ставший символом русского балета, получил название «Умирающий лебедь».

Балет Фокина стал новым этапом в формировании русского танца, который приверженцы классики восприняли как откровенное оскорбление и опошление традиций. Однако новый век требовал новых решений, и когда в 1908 году Александр Бенуа представил известному  антрепренёру Сергею Дягилеву Фокина, тот пришёл в восторг и пригласил балетмейстера к себе в труппу, которая должна была отправиться в Европу с программой «Русские сезоны» и показать миру, что значит «танец по-русски».

В труппу, которая должна была отправиться в Париж, вошли также Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова – тройка самых мощных мастеров отечественного танца. Русские сезоны имели шумный успех, портрет кисти Серовой с изображением Павловой стал эмблемой программы, а выступление «Лебедя» - «доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, но должен проникать в душу».

Номер, ставший символом русского балета, получил название «Умирающий лебедь». Фото: Commons.wikimedia.org

Всемирная слава и почитание

Триумф Павловой был воистину грандиозным. Имя балерины стали произносить с обожанием и поклонением. Однако Анна сделала неожиданный ход. Несмотря на то, что на протяжении дальнейших двадцати лет она танцевала «Умирающего лебедя», всегда с теплотой отзывалась о своём участии в «Русских сезонах», буквально сразу после окончания гастролей Анна решила собрать собственную труппу и уйти от Дягилева.

Всё дело в том, что наряду с демонстрацией достоинств русского балета, «в Париже русское искусство подавали, как и русские кушания, по обычаю слишком роскошно, слишком уж сытно…», - писала Павлова. Позже она говорила, что «не танцевала там того, чем создала себе имя…».

Павлова ценила эстетику танца и считала, что её не должны заслонять шикарные декорации, грандиозное оформление, даже если оно создано самим Леоном Бакстом. По её представлению, танец должен был оттенять сам себя, не прибегая к подручным средствам.

После уход из труппы Дягилева Павлова создала свою, с которой гастролировала около двадцати лет, заслуживая овации в самых отдалённых частях света.

Триумф Павловой был воистину грандиозным.  Фото: Commons.wikimedia.org

«Приготовьте мой костюм лебедя»

Последнее выступление Павловой в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России — в 1914 году, после чего она безвозвратно уехала в Англию. На родину Павлова так никогда и не вернулась. Возможно, если бы колесо истории России покатилось в иную от социализма сторону, она бы приезжала с гастролями и, может быть, даже переехала обратно, однако Павлова и её слишком свободный балет не вписывались в формальное искусство советской России. Балерина осталась в столице Англии.

Умерла Павлова в возрасте 49 лет, когда зимой 1931 года, переезжая в Голландии с одного концерта на другой, балерина попала в железнодорожную катастрофу. Она осталась жива, однако оказавшись в лютый мороз в одном лишь тонком платье, она простудилась и скончалась в последний день января в Гааге.  Ее похоронили в Лондоне. Поговаривают, что последними словами великой балерины были «Приготовьте мой костюм лебедя».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда отреставрируют Ропшинский дворец?
  2. Почему в Госдуме выступили против фильма «Матильда»?
  3. Почему поле «Зенит-Арены» завибрировало?

Пользуетесь ли вы маршрутками?