aif.ru counter

Недетские мультфильмы. Создатель «Ежика в тумане» об искусстве и гламуре

Режиссер «Ежика в тумане» Юрий Норштейн рассказал о творческих планах и о том, какие мультфильмы любит смотреть.

Яна Хватова / АиФ

Юрий Норштейн – поистине уникальный и неоднозначный российский мультипликатор. В наше время он остается одним из немногих режиссеров, полностью отказавшихся от использования в своем творчестве компьютерной анимации. Мультфильм, который принес Норштейну мировую известность, «Ежик в тумане», режиссер создал меньше чем за год, а над мультфильмом по произведению Гоголя «Шинель» мастер работает уже более 30 лет. Режиссер выступает против цензуры, но считает, что художник должен находиться в «зажатом» положении. В Петербурге Юрий Норштейн встретился с поклонниками и журналистами и рассказал о создании «Ежика в тумане» и отношении к современной мультипликации.

О «Ежике в тумане»

Юрий Норштейн: - Прежде всего, «Ежика» придумал Сергей Козлов – это его сказка. В 1974 году он принес мне в студию объемную пачку страниц. Я прочитал все сказки и выбрал только одну – про ежика. Дальше началась огромная работа. Козлов сочинил авторский текст и диалоги, я придумывал действия. По мере погружения в сюжет я видел, как он обрастает последовательной философией. Ежик, попадая в определенное пространство, проходит через ряд приключений. Он доходит до момента полной потерянности себя и окружающего. Суть в том, как это существо приобретает гармонию, встретившись со своим другом.

"Ежик в тумане" признан лучшим мультфильм в мире Фото: Кадр из мультфильма

Трудно сказать, почему этот мультфильм полюбился зрителям. Говорят, существовал славянский праязык, который потом расщепился на другие. Очевидно, в человеке есть что-то, что глубоко упрятано, и он вспоминает это, сталкиваясь с каким-то произведением искусства. В 2003 году «Ежик в тумане» был назван лучшим фильмом мира. До этого, в 1984 году лучшим в мире был признан мой фильм «Сказка сказок». В этом смысле я уникальный режиссер. В том же опросе в 2003 году «Сказка сказок» шел с небольшим отрывом после «Ежика», был вторым.

Парадокс, но я не могу зарабатывать на своих мультфильмах, у меня нет прав...

Парадокс, но я не могу зарабатывать на своих мультфильмах, у меня нет прав. Киностудия платит автору только незначительную сумму. Я не знаю, какие суммы люди получают от проката моих фильмов. На «Ежике» кто только ни паразитирует. Если бы мы получали процент с этих денег, нам бы и на кино хватило, и на хлеб. Я видел в продаже валенки, на которых была картинка «Ежик в тумане» у дерева. Человек, который это делает, не считает себя вором...

Ежик находит себя, обретя друга. Фото: Кадр из мультфильма

О своем творчестве

- Сейчас мое основное время занимает работа над «Шинелью». Чтобы получить нужный результат, необходимо много усилий. Я не думаю о том, удастся ли мне ее завершить, удастся ли сохранить силы, которые нужны для этого. Я прочитал эту повесть, когда мне было 11 лет. Многое из произведения для меня было преждевременным, но многое обожгло.

Когда я делаю кино, не думаю, для каких зрителей я это создаю. Я делаю кино для себя.

Когда я делаю кино, не думаю, для каких зрителей я это создаю. Я делаю кино для себя. Я выбираю ту тему, которая нашла отклик во мне. Иногда какая-то мелочь становится тебе интересной, хотя до этого никто не обращал на нее внимания. В этом смысле воображение всегда должно оставаться со мной.

Так же было и с «Ежиком в тумане». Дети меньше увлечены этим мультфильмом, чем взрослые. Ребенок не всегда может воспринимать то, что происходит в фильме. Взрослые мне говорили, что в детстве не понимали какой-то фильм, но потом он становился любимым. Люди приращивали в себе то, чего не хватало в детстве, возвращались туда и начинали резонировать. Это положительный момент.

Норштейн начал работу над "Шинелью" более тридцати лет назад. Фото: Из личного архива

О современной мультипликации

- Искусство мультипликации сейчас находится в очень тяжелом положении из-за недостаточного финансирования. Художнику нужны условия, при которых он может попробовать разные варианты, чтобы он не был связан железной необходимостью сделать так, а не иначе. Среди современных мультфильмов есть хорошие, есть не очень. Из фильмов, которые мне понравились за последнее десятилетие, я могу назвать «Снежинку» режиссера Натальи Чернышевой.

Лично я не пользуюсь компьютером для создания мультфильмов. Никто не отменял руку, карандаш и акварель. Никогда ни на одном компьютере нельзя получить того, что может выйти из-под живой руки.

Норштейн рассказал о своем творчестве. Фото: Из личного архива

Об искусстве

- Когда открываешь некоторые детские книги, становится понятно, что это позор и преступление: все картинки сделаны на компьютере. В Советском Союзе было высочайшее искусство детской книги, которое впоследствии забыли. Если детей приучать к этой эстетике, у них будет гламурное сознание. Они будут видеть только внешнюю, обласкивающую сторону. 

Если учить детей «гламурнятине», которая идет из современных детских книг, ничего путного из этого не получится.

Представьте себе кино: мы снимаем в больнице старуху, у нее сморщенно лицо, гноятся глаза. В этом нет эстетической картины. Теперь мы рассказываем, что она в молодости спасла не одну сотню людей на фронте. Лицо старухи сразу станет прекрасным для зрителя. После этого мы будем смотреть на нее совершенно другими глазами. Когда ты встречаешься один на один с фактом истории или произведением искусства, важно, с каким миром ты подходишь к этому. Если учить детей «гламурнятине», которая идет из современных детских книг, ничего путного из этого не получится.

Что касается кино, оно сегодня стало продюсерским, но оно не стало лучше. Раньше были разговоры о цензуре, теперь говорят – свобода. Какая свобода? Художник свободен от обязательств? Он никогда не свободен! Он находится в зажатом положении, и так и должно быть. В продюсерских кино редко случается, что продюсер – просвещенный человек. Например, у Андрея Звягинцева продюсер понимает, какую кинематографию исповедует режиссер. В результате включаешь телевизор и видишь продолжение его фильмов. Для режиссера мало получить образование и профессиональные навыки. Надо иметь возможность делать кино, а это не всегда совпадает.

По мнению Норштейна, художник не должен быть свободным. Фото: Из личного архива

 

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что произошло на заводе «Авангард» под Петербургом?
  2. Когда откроют съезд с КАД?
  3. Эпидемия гриппа началась?

Сделали ли вы прививку от гриппа?