Сергей Прудников 0 155

«Чернить реальность нет смысла». Дмитрий Пучков о кино и жизни

О чём молчали, обсуждая столетие революции?

Дмитрий Пучков поделился взглядами на современное кино.
Дмитрий Пучков поделился взглядами на современное кино. © / Commons.wikimedia.org

Дмитрий Пучков – личность знаковая. Переводчик, кинокритик, писатель, публицист, популяризатор истории, как науки, создатель и ведущий ежедневной программы «Разведопрос». Корреспондент SPB.AIF.RU встретился со знаменитым Гоблином и поговорил с ним о вызовах времени, юбилее Октября и, конечно, о кино.

Прыжок вперёд – откат назад

Сергей Прудников, SPB.AIF.RU: – Дмитрий Юрьевич, первый вопрос о недавнем вековом юбилее революции, о котором, кажется, уже благополучно забыли. Должного осмысления этого события не произошло. Почему, как вы считаете?

Дмитрий Пучков: – Общественное сознание не существует само по себе, его формируют СМИ. Если с телевизионных экранов на протяжении 30 лет транслируется одна антисоветчина – то, естественно, празднование и конструктивное осмысление феномена Великой Октябрьской социалистической революции теряет всякий смысл.

В итоге вместо того, чтобы говорить о том, что русская революция положила конец колониализму во всём мире, или вывела нашу экономику на совершенно новый уровень, позволивший победить во время Великой Отечественной войны 400-миллионную Европу, все обсуждают – спал ли царь Николай с Матильдой? Или был ли Ленин немецким шпионом? Революция подразумевает коренные изменения в обществе, в данном случае, переход от капиталистического строя к социалистическому. Необходимо обсуждать, в чём смысл, значимость этого перехода, а не Матильду. У нас говорят об этом? Нет.

– Возвращение к красной идее в нашей стране, по-вашему, возможно?

– Если мы посмотрим на историю европейских государств, то увидим, что на смену революции спустя какое-то время приходит контрреволюция, а потом по новой. Прыжок вперёд – откат назад, и так далее. У нас в 1991 году произошла реставрация капитализма. Причём, в самом чудовищном его виде, без учёта любых великих достижений прошлого. Я не коммунист и не сталинист, но давайте трезво смотреть на вещи – в советское время был прогресс, а сейчас регресс в чистом виде.

Революция подразумевает коренные изменения в обществе. Необходимо обсуждать, в чём смысл, значимость этого перехода, а не Матильду.

Не путать чёрное с белым

– Знаю, вы не очень склонны воспринимать мир в тёмных тонах и твердить – «Как всё плохо!» Тем не менее, какие ключевые болевые точки в современной жизни выделяете?

– Да, сегодня не 90-е годы, напропалую чернить реальность нет смысла. Глава нашего государства в своё время перенаправил часть финансовых потоков на улучшение социального положения трудящихся – и оно действительно улучшилось. Вот, сегодня я ехал с Балтийского вокзала до Площади Восстания 1 час 20 минут. Столько машин – пешком быстрее дойти! А у нас всё плачут – «До крайней черты довели». Проблемы естественно, есть, их немало. Самая болезненная и актуальная, я считаю, образование. Советскую систему разрушили, а нового не построили.

– Что скажете о документальных и телевизионных исторических фильмах, которые снимают сегодня, в том числе о революционных и военных событиях?

– Люди стараются. Но всё недотянутое какое-то, недокрученное. Нет Карабаса-Барабаса за спиной у этих мастеров! И это касается не только документального кино или сериалов. В этом я году я принял участие в качестве члена жюри на Выборгском кинофестивале, и там всё то же самое. Пару вещей интересные – остальное нельзя смотреть.

Что касается военно-исторических фильмов, проблема тут ещё и в том, что нет специалистов для такой работы. Их вообще нет ни в чём. Государство организовало 8 студий, выделяет бюджеты, строит планы – например, 40 фильмов в год! А у нас всего 15 режиссёров, которым можно такое дело доверить, из них документалистов трое. Я состою в совете при Министерстве культуры, где непрерывно читаю сценарии, которые претендуют на государственное финансирование, и у меня такое чувство, что я участвую в каком-то конкурсе восьмиклассников – «Как я провёл лето?». Если этих авторов подпустить к фильмам про войну, то и будет получаться сплошной «Штрафбат» и «Сталинград».

– Интересное кино, снятое иностранцами о России, встречаете? Вот сейчас американцы выпустили комедию «Смерть Сталина» о борьбе за власть в начале 1950-х. Как вообще относитесь к сатире на такую тему?

– Равнодушен абсолютно. Западных фильмов о России достойных не вижу, потому что они не понимают, как устроена наша жизнь. Недавно вышла картина режиссёра Стивена Спилбега «Шпионский мост», главную роль там играет Том Хэнкс, который попеременно оказывается то в Восточном Берлине, то в Западном. Как только он приезжает в наш сектор, там обязательно метёт метель и мороз стоит, как в Сибири, бандиты орудуют, кричат ему – «О, американец!» Через границу бегут толпами люди, их массово расстреливают. В конце фильма Хэнкс едет по Америке, и там конечно ярко светит солнце, никто ни в кого не стреляет, всё прекрасно. Я аж подпрыгнул – кто мог написать это? Оказывается – братья Коэны. Они в моём понимании – гении, только за одного «Большого Лебовски» им надо вручить «Оскар» размером со статую Свободы. Но как они могли придумать такой сценарий? А всё просто: они просто-напросто ничего другого и не могут написать, они распропагандированы насквозь.

Тут же вспоминается другая история: Стивен Кинг рассказывал, как однажды он пошёл в кино, во время сеанса экран вдруг погас, включился свет, на сцену выбежал директор кинотеатра и в ужасе закричал – «Русские запустили спутник!» И весь зал забился в корчах, потому что все подумали, что им кранты. Почему, ведь ещё ничего не случилось, никто на вас не нападает! А потому что настолько страшно. И вот такая каша в голове и у маленького Кинга, и у взрослых Коэнов. Поэтому новый американский фильм ни к Сталину, ни к нам, ни к истории никакого отношения иметь не будет.

– Двадцать лет назад вы начинали как переводчик. Сейчас продолжаете озвучивать кино?

– Времени категорически не хватает. За прошлый год озвучил пять фильмов, в этом – один. В следующем, боюсь, не будет ни одного. Сейчас мы добиваем сериал «Рим» - наметили переводить по одной серии в две недели, но и это не успеваем. Как только начали, я сначала улетел в Америку, потом в Грозный, затем в Крым и Выборг. Итого, 1,5 месяца не был дома. Не получается, увы.

– На днях вышла ваша книга с рецензиями «Билет в кино». А какие у вас у самого любимые фильмы?

– С возрастом вкусы меняются. То, что любил в 15 лет – в 50 уже как-то не очень. Люблю старые советские фильмы, навскидку – «Щит и меч», «На войне как на войне». Из последних западных отметил бы «Однажды в Ирландии» режиссёра Джона Майкла Макдонаха. И его же «Война против всех» 2016 года. На мой взгляд – совершенно потрясающие работы. Всем рекомендую.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Где окунуться на Крещение в Петербурге?
  2. Как купить вино ночью?
  3. Где водятся «приличные мужчины»?

Будете ли вы принимать участие в крещенских купаниях?