Елена Петрова 0 2067

Мудрость и безумие. Писатель Виктор Тихомиров - об отрезвлении общества

Недавно художник, писатель и кинорежиссёр Виктор Тихомиров снял документальный фильм «Борис Аверин. Университеты» о знаменитом петербургском филологе.

Воспитание начинается с доверительных бесед.
Воспитание начинается с доверительных бесед. © / www.russianlook.com

«Котлеты по-киевски»

АиФ-Петербург: - Виктор, беседы с умным человеком и для вас стали университетами?  

Виктор Тихомиров: - Большая удача, что Борис Валентинович отвечал на мои личные вопросы. Впрочем, меня больше всего интересовали вечные темы: жизнь и смерть, культура… Аверин - не только знаменитый филолог, но и философ. Он и собственные взгляды высказывал, и обращал внимание на мысли мудрецов, которые, может, мы и не заметили бы. А это очень важно - привлекать внимание аудитории к доброму и высокому, ведь человек внушаем.  

АиФ-Петербург: - Современное общество использует эту внушаемость явно не на пользу…

- Множатся и изощряются технологии воздействия на человека, а любимый инструмент - провокация. Поэтому очень трудно брать чью-то сторону, для этого нужно обладать мощной интуицией, обширными знаниями и самоуверенностью… Я же хорошо понимаю, что моего уровня компетенции недостаточно, чтобы судить о политике или общественной жизни. Я могу лишь сказать: «Мне кажется». Поэтому во многих случаях отказываюсь это делать, особенно публично.  

АиФ-Петербург: - Почему всё чаще публично судят о том, что происходит, люди неадекватные, но самоуверенные?

- Их задача - не приблизиться к истине и не помочь обществу, а просто оказаться в центре внимания. Они с лёгкостью меняют взгляды, позиции, партии, лишь бы оставаться на виду. Отсюда нелепые проекты и инициативы. И пусть их не примут, но шум будет, покажут физиономию в новостях, фамилию упомянут не раз, и она застрянет у многих в памяти. Это и есть конечная цель - пиар пиарыч. Опасность в том, что, может, в этот момент в стране что-то важное происходит вдали от общественного внимания. Но все заняты «котлетами по-киевски». 

АиФ-Петербург: - Безумие становится нормой? 

- Считаю, что в глобальном масштабе всё идёт более-менее нормально. Безумцы не в почёте. Даже в искусстве некоторое отрезвление можно заметить.

Остаться в России 

АиФ-Петербург: - Недавно от одного пожилого человека я услышала: «Как интересно жить!» Меня это поразило, ведь для большинства свойственны жалобы на жизнь, на страну.  

- Мне не свойственно ныть. Недавно вот задали вопрос: «Назови три причины, почему нужно не уезжать из России?» Я, не задумываясь, ответил: «Язык, ландшафт и климат». Поясню. Язык обеспечивает круг общения, без которого жить неинтересно. И я не смогу быть по достоинству оценён обществом, не смогу чувствовать себя нужным.

И погоду солнечную желаю иметь в таких пропорциях, как у нас. Был я в жарких странах и думал - скорее бы дождик. И ландшафт родной - источник бесконечного эстетического наслаждения. Еду по Швейцарии, вижу горы, домики, мельницы - ну как изображения на ковриках. Да ведь это иллюстрация пошлости! Картины нашей северной природы - образец хорошего вкуса. Понастроили, конечно, коттеджей, но как увижу старую избу - хочется остановиться и написать с ней пейзаж. Потому что это - накопленная духовность.

АиФ-Петербург: - Не везде копится духовность, кое-где - и хамство.  

- Можно сказать, что все люди ужасны, а можно считать, что все прекрасны. Это зависит от взгляда. Вот если какой-нибудь хам оказывается в незнакомом ему обществе, он ведёт себя поначалу вежливо (на всякий случай), в нём срабатывают остатки представления о нравственном законе.

И почему все думают, что в жизни нужно готовиться к плохому? А, может, наоборот, встретишь любовь. И сразу - счастье, и перестанут иметь значение даже цены на продукты. А в стране, может, случится сногсшибательный урожай, или всем раздадут по путёвке на курорт (улыбается). Главный мой лозунг: «Живи да радуйся!» Вокруг столько всего хорошего, столько добрых людей и простых радостей. Нужно делать основное своё дело как можно качественней, умножать число этих дел без устали. И будешь счастлив.

Лишний человек? 

АиФ-Петербург: - Знаю, что вы написали поэму в прозе «Евгений Телегин и другие» - перефраз «Евгения Онегина». Как решились переосмыслить Пушкина?  

- Не собирался ничего переосмыслять. Но размышлениями, вызванными пушкинским сюжетом, захотелось поделиться. Вернее я, несколько паразитируя на классическом сюжете, написал своё сочинение.

АиФ-Петербург: - Со школы нам твердили, что Онегин - «лишний человек» для общества. Ваш Телегин такой же?

- Всякого можно назвать лишним. Такие люди, как Онегин, необходимы. Как часть, как иллюстрация среды. Всегда есть персоны, которым скучно, они пресыщены, ничем особенно не занимаются. Однако в курсе всего, от экономики до культуры. И они важны, как носители этой самой культуры, как передаточные звенья. Может, ещё и выразят свои таланты в дальнейшем, хотя бы потому, что молоды.  

АиФ-Петербург: - Видимо, в наше время и сказки Пушкина детям опасно читать, потому что в них много эротики. В России время от времени поднимается вопрос о сексуальном воспитании подрастающего поколения. Вы как на него смотрите?

- В одной из петербургских школ я вёл студию рисования. Ходил между рядами и, чтобы ребята не баловались, читал им сказки Пушкина. И как чуть про эротику, они мне - вопросы! Я, не увиливая, подробно объяснял, что имелось в виду, как это надо понимать. А в коридоре сидели мамаши и, оказывается, подслушивали. Когда занятия кончились, они ворвались в класс: «Виктор, как вы хорошо всё объяснили нашим детям!» Это был мощный комплимент. Я глубоко убеждён, что никакого сексуального воспитания не нужно. Всю «специфику» можно уместить в десять минут доверительного разговора. Требуется не «сексуальное», а просто - воспитание человека культурным, тактичным, добрым, умеющим ставить себя на место другого.  

АиФ-Петербург: - Видимо, участников современных телевизионных дебатов плохо воспитывали, если они кричат и не слушают друг друга? 

- Все начинают орать, потому что боятся, что больше слова не дадут, ведь на телевидении - формат, нужно уместиться в определённое количество минут. Да и сами редакторы предпочитают скандальную атмосферу, поскольку под неё больше дадут рекламы, можно заработать.  

АиФ-Петербург: - В эфир приглашают не последних людей, но, глядя на них, с печалью убеждаешься, что уровень культуры в стране падает.

- Это плоская схема движения культуры, она не годна. Все процессы существуют скорее в пространстве, чем на плоскости, как волнообразовательный или горнообразовательный: в одном месте падает, а в другом - поднимается. Поэтому трудно прогнозировать будущее. Так всегда было и будет.

Но главный признак современности вижу в том, что механизмы создания культуры угнетаются (творцам денег не платят, на развитие дают мало, редки заказы на современное искусство), а вот механизмы потребления всего, в том числе и культуры, - растут с устрашающей силой. Не надо никаких личных усилий, чтобы потреблять культуру: достаточно нажать на кнопку - и всё у тебя на мониторе. А ведь ещё не так давно получать это можно было только активно: посещая концерты, выставки, музицируя, ставя домашние спектакли, читая вслух и т. д.

Но вовсе уничтожить творцов нельзя, потому что созидание заложено в человеческой природе.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как вести себя при встрече со змеей?
  2. Почему в Петербурге подорожал «закон о тишине»?
  3. Где в Петербурге появится «Чёртово колесо»?

На что при выборе вуза вы обращаете внимание в первую очередь?