aif.ru counter

Шекспир - плохой автор? Олег Басилашвили о Ромео, режиссёрах и демократии

«Кто мы, где находимся, куда идём? Понимать это важно как для государства, так и каждого человека», - считает Олег Басилашвили. На днях ему исполнилось 83 года. Актёра поздравили руководители города, однако сам он к празднику отнёсся скептически.

Олег Басилашвили: «Я понимаю, что делаю нужное дел».
Олег Басилашвили: «Я понимаю, что делаю нужное дел». © / Кадр из фильма

- Я себя чувствую старым человеком, которому пора «сливать воду». Говорю это искренне и откровенно. Станиславский утверждал, что «старику в 55 лет стыдно выходить на сцену», а мне уже 83. Поэтому мои претензии к дальнейшей театральной судьбе крайне ограничены. Я, например, не льщу себя надеждой получить лавры Ромео или сыграть подобную роль (улыбается). Легендарного артиста МХАТа 90-летнего Марка Прудкина как-то спросили, как он себя чувствует. Он ответил: «Прекрасно, только перспективы никакой». Примерно такие ощущения и у меня. 

Театр-семья

- Вы в Москве закончили школу-студию МХАТ, мечтали попасть в этот театр, но в итоге всю жизнь служили в нашем Большом драматическом. Счастливый поворот судьбы?

- Во МХАТ меня просто не взяли, как и остальных 90% выпускников нашего курса. Вместе с Таней Дорониной, тогда моей женой, мы поехали в Сталинград, другие города. Где-то как-то крутились, а потом неожиданно попали в Ленинград на «Пять вечеров» в БДТ. Сидим в нарядном зале, и вдруг на нас хлынула атмосфера подлинной вонючей коммунальной квартиры. Не знаю, как это было сделано, но я верил, что это коммуналка, где на дверях десятки кнопок звонков, гроздь лампочек в уборной, в коридоре - корыто для стирки, которое всё время падает. Пахнет котами и мочой. Там живёт погасшая немолодая женщина, её блистательно играла Зинаида Шарко. И вдруг за этим столом с лысой клеёнкой, на пролёжанном диване, начинается самое святое, что есть в жизни, - любовь. На глазах всё меняется, хотя не меняется ничего. Убогая комната становится центром мироздания, где зарождаются самые светлые подлинные чувства. У меня было ощущение, что «чайка» с занавеса МХАТа вспорхнула и приземлилась на сцене БДТ. Счастлив, что в итоге там «приземлился» и я.

У меня было ощущение, что «чайка» с занавеса МХАТа вспорхнула и приземлилась на сцене БДТ. Счастлив, что в итоге там «приземлился» и я.

- Вы 58 лет проработали в БДТ, большинство - с великим Товстоноговым. Каким было это сотрудничество?

- Первые годы - трудным, шли маленькие, скверные роли, никакого успеха я не имел. Уже подумывал уезжать, как вдруг неожиданно остановил Товстоногов: «У меня такое ощущение, что вы хотите уйти из театра. Не делайте этого, вы мне очень нужны». Думаю, не так-то я ему был нужен, просто, видя моё состояние, он меня хотел поддержать. Это огромное счастье, что я попал к нему в руки. Именно Георгию Александровичу я обязан пониманием искусства и места человека на сцене. Зачем ты туда вышел? Чтобы лишний раз постучать каблуками, нарисовать себе румянец? Нет. Видимо, что-то хочешь изменить в жизни, дать людям, которые купили билеты, пришли на спектакль, где ты играешь. Понимаешь ли ты ответственность, которую на себя берёшь? Этим чувством были заражены все артисты БДТ. И даже получив эпизод, понимали - не зря живут. У нас был театр-семья. Да, там случались скандалы, предательство, ссоры, любовь и расставание, но это был дом, где тебя всегда ждут.

Внешне - всё хорошо

- На днях открыт 100-й сезон. Какие чувства рождает у вас современный БДТ?

- На наши спектакли ходят, хлопают, режиссёр и некоторые артисты получают «Золотые маски». Так что внешне всё очень даже хорошо. Мне тоже доставляет радость играть спектакли, в которых сейчас занят. Это «Лето одного года» и «Дядюшкин сон». Я понимаю, что делаю нужное дело. Не знаю, хорошо или нет, но мне это нужно. И по лицам зрителей тоже вижу - я им что-то дал. У нас с Юрским одно время было чувство, что появится сильный спектакль, и, увидев его, люди начнут жить по-иному. Наивно и глупо. Помните, у Успенского есть рассказ, где нелепый, забитый человек попал в Лувр, «встретил» Венеру Милосскую, и она его «выпрямила». Конечно, это выдумки, но какой-то ген, кусочек западает. И мне кажется, что спектакли, где я играю, иногда будят чувства, на которые рассчитываю.

Я понимаю, что делаю нужное дело. Не знаю, хорошо или нет, но мне это нужно. И по лицам зрителей тоже вижу - я им что-то дал.

- Одно время у вас были сложные отношения с художественным руководителем БДТ Андреем Могучим. Сейчас ситуация изменилась?

- Андрею Анатольевичу я очень помогал в первые годы его руководства. Сделал всё, чтобы ему было комфортно, вплоть до изменения планшета сцены. Так, он потребовал, чтобы сцену театра технически серьёзно переоборудовали. На это нужны были дополнительные миллионы, и я добился у министра культуры Мединского, чтобы всё выполнили. Назначили худруком, значит, сделайте, как просит режиссёр. Затем он мне предложил роль короля Лира. Знаю, что о ней мечтают поколения русских артистов, но я её не понимаю. Вообще для меня загадка, откуда такое преклонение перед Шекспиром? Это средний драматург, а честно - плохой. Кстати, так же думал и Лев Толстой. Сколько Гамлетов я смотрел, ничего скучнее не видел. Да, Смоктуновский красив, хорошо говорит, но объективно гораздо интереснее «Три сестры» Немировича-Данченко во МХАТе или у того же Товстоногова. Поэтому отказался.

Вообще для меня загадка, откуда такое преклонение перед Шекспиром? Это средний драматург, а честно - плохой.

Олег Басилашвили: «Я себя чувствую старым человеком, которому пора «сливать воду».
Олег Басилашвили: «Я себя чувствую старым человеком, которому пора «сливать воду». Фото: Кадр из фильма

Где мы, с кем?

- В Петербурге вас, Гранина, Собчака считают демократами первой волны. Вы не раз с ними встречались. Что больше всего запомнилось из этих бесед?

- У Гранина я нередко бывал на даче в Комарово и испытывал странные чувства. Вокруг дворцы, заборы, а у него потрёпанный старый домик. Помните, у Галича: «Мы поехали за город, а за городом дожди, а за городом заборы, за заборами вожди». У Гранина никакого забора, давно не кошенная трава, сарай, покрытый мхом. И терраска, где сидит большой писатель, которому никаких хором не нужно. С Даниилом Александровичем можно было поговорить на любую тему и получить честный ответ. Он также очень хорошо слушал, ему был интересен собеседник. Видно, это черта большого писателя. И к Собчаку отношение у меня положительное. Знаете ли вы, как он гордился провалом на выборах? Конечно, переживал, что проиграл Яковлеву, но был счастлив, что это произошло в демократической процедуре. Разница меньше 2%, но никаких приписок, каруселей. Да, так случилось, но это демократия, за которую он боролся.

С Даниилом Александровичем можно было поговорить на любую тему и получить честный ответ. Он также очень хорошо слушал, ему был интересен собеседник. Видно, это черта большого писателя.

- Вы стояли у истоков глобальных изменений в России. Сегодня нет разочарования, что что-то пошло не так?

- Сделано очень много. Всё, что мы сейчас имеем, плоды работы того же Горбачёва, Ельцина, Гайдара. Плохие, хорошие - всякие. Но что сейчас? Однажды кто-то из депутатов сказал: «Надо признать, что мы строим капитализм». У меня волосы встали дыбом: можно ли сказать, что наш народ живёт при капитализме? Мне кажется, нет. При социализме? Тоже нет. В советской системе? Она ушла в прошлое. Тогда где мы, с кем? Это вопросы исторически закономерные, важные как для государства, так и каждого человека в отдельности.

Знаете, у Тынянова есть книга «Промежуток». Она о творчестве Пушкина, который от поэзии времён Державина стал переходить на новый язык и, чтобы им овладеть, сделал промежуток - начал писать прозу. И уже на новом этапе создал «Медный всадник» и другие шедевры. Вот и я думаю, что всё развивается по спирали, и мы тоже попали в промежуток. Застряли где-то посредине. Колеблемся, либо туда - либо сюда. Назад - нельзя, вперёд - с большим трудом. И лишь от нас зависит, в какую сторону пойти. Вот только не сделать бы ошибку…


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Tigana Ivanov[facebook]
    |
    12:58
    09.10.2017
    2
    +
    -
    Конфуций сказал - В 60 лет человек только начинает что то понимать в жизни ,в 80 он уже может научить чему то другого ,прочитав Басилашвили ,я теперь понял насколько прав Конфуций ,и самое главное ,то что Басилашвили ,ни в чём не уступает китайскому Конфуцию ,насчёт Шекспира прав однозначно ,по сути раздутый Гамлет есть банальная жизнь любого из царей королей и прочей шушеры...,живи подольше Олег Басилашвили...
  2. Борис Мазин[facebook]
    |
    20:38
    05.11.2017
    2
    +
    -
    Кира Кирилова[facebook]: Это у Михалкова то совесть ? Художник он большой , актер превосходный этого не отнять , только вот как гражданин - просто никакой , куда ветер дует туда и плывет . Развернутся паруса и он как флюгер развернется и самое главное все объяснит , как и почему .
Комментарии (25)
  1. Tigana Ivanov[facebook]
    |
    12:58
    09.10.2017
    2
    +
    -
    Конфуций сказал - В 60 лет человек только начинает что то понимать в жизни ,в 80 он уже может научить чему то другого ,прочитав Басилашвили ,я теперь понял насколько прав Конфуций ,и самое главное ,то что Басилашвили ,ни в чём не уступает китайскому Конфуцию ,насчёт Шекспира прав однозначно ,по сути раздутый Гамлет есть банальная жизнь любого из царей королей и прочей шушеры...,живи подольше Олег Басилашвили...
  2. Танюшка Петушанская[facebook]
    |
    13:09
    10.10.2017
    -1
    +
    -
    Господи,есть же нормальные люди в нашей стране.Они не думают,как бы им побольше украсть,у них такой орган-совесть,который здесь на земле,нам не нужен
  3. Кира Кирилова[facebook]
    |
    13:07
    20.10.2017
    -3
    +
    -

    Танюшка Петушанская[facebook]: Вам. может быть, совесть и не нужна, но есть такие люди как Илья Сергеевич Глазунов, Никита Сергеевич Михалков и много других, которые в отличии от Басилашвили стараются что-то сделать для России, а не тявкать из подворотни и не поливать грязью свою Родину, как это делают Ахеджакова, Басилашвили и иже с ними.У них есть только "совесть" отрабатывать американские подачки, которые они получают за то, что живя здесь, хаят свою Родину, которая дала им все. Только почему, когда сейчас все возможно, они не едут на свой хваленый Запад, а сидчт а гадят здесь???

    • Борис Мазин[facebook]
      |
      20:38
      05.11.2017
      2
      +
      -
      Кира Кирилова[facebook]: Это у Михалкова то совесть ? Художник он большой , актер превосходный этого не отнять , только вот как гражданин - просто никакой , куда ветер дует туда и плывет . Развернутся паруса и он как флюгер развернется и самое главное все объяснит , как и почему .
      • Василий Кондалов[facebook]
        |
        15:51
        27.11.2017
        -1
        +
        -
        Борис Мазин[facebook]: Относительно флюгеров и парусов, так это вы зря. Простите, очень глупые метафоры. По-вашему, художник должен всегда идти против власти, иначе он не достоин гордого имени художника? Михалков - православный человек, кстати, в отличие от вас, и, поэтому, прекрасно знает куда он "идёт" и, главное, "Зачем". То есть, он приобрёл те духовные ориентиры, которые вне политики, творчества, выгоды, моды и прочих факторов, которыми руководствуются другие, вроде Басилашвили, например, или вас...
  4. Виктор_Николаевич_49
    |
    22:33
    10.10.2017
    1
    +
    -
    Здоровья Вам , уважаемый Олег Валерианович.
  5. Michael Kriukov[facebook]
    |
    23:24
    11.10.2017
    0
    +
    -
    Шекспир - плохой драматург? Один из величайших писателей в истории человечества, создавший такие шедевры, как Макбет, Венецианский Купец, Отелло, Мера за меру, Ромео и Джульетта, упомянутый в статье Гамлет и многие другие произведения - "средний", "плохой"? Не ожидал такого от Басилашвили.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что произошло на заводе «Авангард» под Петербургом?
  2. Когда откроют съезд с КАД?
  3. Эпидемия гриппа началась?

Сделали ли вы прививку от гриппа?