Ольга Сальникова 0 1158

Политика - это смешно. Почему на карикатуру нельзя обижаться

« Пока у нас в стране декларируются демократия и толерантность, на карикатуры могут обижаться только дураки», - считает Вячеслав Шилов, известный петербургский карикатурист.

Вячеслав ШИЛОВ / АиФ-Петербург

Команда «травить»?

АиФ-Петербург: - Политическая карикатура должна высмеивать, быть беспощадной и даже агрессивной, а сейчас эти качества не в почёте. Не так давно в Магаданской области местный избирком запретил довольно безобидную карикатуру на премьер-министра. Как выжить сатирическому рисунку в условиях всеобщей толерантности и политкорректности? 

Вячеслав ШИЛОВ: - В нашем государстве мы проходили периоды, когда шла травля тех или иных людей, в том числе творческих профессий. Сейчас никакой команды сверху «травить» карикатуристов не было. И все эти запреты рисунков - из разряда местечкового идиотизма. Живёт себе районный чиновник, денежные потоки идут, всё налажено… И тут появляется подозрительный рисунок. И у него начинается истерика: «Вдруг наверху что подумают?!». А наверху, может, и знать не знают, и думать об этом не хотят. В итоге с этими судами и нападками на художников выходит «медвежья услуга», так как «пострадавшая» сторона выставляет себя не в лучшем свете. Потому что пока у нас в стране декларируются демократия и толерантность, на карикатуры обижаются только дураки.  

Увы, сейчас в обществе даже само слово карикатура стало ассоциироваться с чем-то плохим и опасным. Хотя это абсолютно безобидная вещь. Многие издания сами отказались от колонки карикатуриста, решив, что на всякий случай лучше не рисовать. Или рисовать, но про Обаму - он живёт далеко, не обидится. Хотя я знаю как минимум нескольких талантливых художников, которые делают карикатуры на первых лиц нашего государства и прекрасно публикуются. 

Если говорить о прошлых главах России, то терпимее всего к карикатуре относился Борис Ельцин - он никогда не обижался на художников, хотя ему от них сильно доставалось. Возможно, рядом с ним были умные люди, которые подсказали, что всё это ему только на пользу. Как мне сказал знакомый инженер, по законам физики любая система погибает, если у неё нет обратной связи. Карикатуристы - это обратная связь для власти, и лучше её не отключать. 

К слову, Сталин не терпел даже дружеских шаржей, но порой самолично руководил своим карикатуристом Борисом Ефимовым, который делал сатирические рисунки на «врагов родины». 

АиФ-Петербург: - Есть ли политическая карикатура в Санкт-Петербурге? Какие-то редкие шаржи на Валентину Матвиенко ещё можно вспомнить, а вот сегодняшний губернатор объектом для сатиры не стал…

- Рисуют и нынешнего губернатора. И это очень хорошо. Однако он человек довольно непубличный, в громких акциях не участвует, эпатажных речей не произносит, поэтому и под перо карикатуристов попадает редко. Возможно, такой стиль управления и нужен для политика городского уровня. 

Фото: Из личного архива/ Вячеслав Шилов

«Шарли» - для французов

АиФ-Петербург: - Не так давно в обществе разгорелись жаркие споры по поводу карикатуры «Шарли Эбдо» с сирийским мальчиком, утонувшим во время неудачной попытки доплыть до греческого острова Кос. Есть ли какие-то этические границы в вашей профессии?

- Когда эта щемящая фотография появилась в Сети, весь мир ахнул от боли. Помню, тогда я в «Фейсбуке» написал, что мой личный внутренний цензор протестует против карикатур на этот счёт. Обыгрывать подобную тему я бы не стал.

Но Франция - страна со своими традициями, жёсткие рисунки там создают уже несколько столетий, никаких тем или персон для исключений нет. Общество воспринимает это с пониманием и в целом толерантно.

Не так давно я был на всемирном съезде карикатуристов в Нормандии, где присутствовал и французский художник Эммануэль Шоню, автор одной из карикатур, в которой был использован узнаваемый образ ребёнка. Всего, кстати, их вышло много, разных авторов, из разных стран. Не все особо умные и талантливые - многие просто торопливо использовали образ, пока тема была «горячая». 
Конечно, коллеги задавали Шоню вопросы, в том числе и про этические границы. Он довольно терпеливо и обстоятельно объяснил, что хотел таким болезненным способом донести до людей информацию о войне и трагедиях. И он вкладывал в рисунок не стремление обидеть и разозлить, а взывал к сопричастности, что некоторые зрители не рассмотрели за первоначальными негативными эмоциями. Надо отдать должное и его мужеству создать такой рисунок, и его готовности обосновать свою гражданскую позицию по поводу сделанного.

Во Франции люди в основном прочитали посыл правильно - они были к этому готовы. Во многих других странах такие рисунки публиковать невозможно, их смысл придётся долго растолковывать. Кстати, некоторые американские карикатуристы также отметили, что тоже вряд ли бы стали использовать образ погибшего мальчика - менталитет несколько другой, со своими границами допустимого.

Фото: Из личного архива/ Вячеслав Шилов

С водкой и медведем

АиФ-Петербург: - К слову об американцах… Не так давно мы делали подборку карикатур к одному из материалов и отметили, что западные карикатуры на Россию и её правителей за последние 100 лет мало чем отличаются. Всё те же медведи, водка, цари… 

- Всё это шаблоны, придуманные сто лет назад, которые не стоит принимать серьёзно на свой счёт. К слову, мы их и сами активно используем. Например, в рекламе Москвы или Санкт-Петербурга за рубежом. Так же, как весь мир до сих пор использует образ Дяди Сэма в цилиндре для изображения США. 

На самом деле, конечно, никто не думает, что мы тут разгуливаем по Красной площади в ушанках, пьяные, с медведями на цепи. И к России относятся уважительно. 

Если говорить об Америке, то там больше любят политическую карикатуру, они к этому приучены. Причём 90% карикатур посвящены местным государственным деятелям и 10% - внешней политике. И здесь с одинаковым пристрастием рисуют всех: и Владимира Путина, и Ангелу Меркель, и Франсуа Олланда. Каждому может достаться. У них есть поправка о свободе слова, которую американцы очень защищают, и любое покушение на неё воспринимают как национальную трагедию. Кстати, своих политиков они прикладывают гораздо сильнее, чем наших. Но, конечно, и на Западе карикатура используется в целях пропаганды.

АиФ-Петербург: - Как сказал один из ваших коллег Виктор Богорад, «профессионализм карикатуриста - сказать всё, что думаешь, и при этом не подставиться. Умный поймёт, а дурак - нет». У вас были случаи, когда ваши карикатуры «массово» не понимали? 

- По крайней мере я о таких не знаю. Но когда я работал в газете «Невское время» в 90-е годы, часто приходили письма несогласных читателей. Один раз по поводу карикатуры с зеброй принесли жалобу на нескольких листах. Вкратце суть была такова: «Ваш художник превысил полномочия. Я много лет проработал в зоопарке - зебры так не кричат»… 

А вообще, если говорить серьёзно, то в непростые времена у людей обостряется чувство юмора. У смеха есть одно ценное свойство - разрушать негатив. Поэтому самые тяжёлые ситуации, сведённые на шутку, воспринимаются уже не так болезненно. По некоторым общемировым опросам, мы - одна из самых весёлых наций в мире. Думаю, наши нескончаемо непростые времена сыграли тут свою не последнюю роль.

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге отключат фонтаны?
  2. Можно ли пить воду из скважины?
  3. Что петербуржцы покупают в Сети?

Что для вас значит правильное питание?