Директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев: «Общество теряет смелость»

О роли фантазии в развитие человека, преждевременном старении современного общества и способах тренировки мозга в интервью...

Фото Ольги Мартынюк

Санкт-Петербург, 30 мая – «АиФ-Петербург».


Общество стареет


SPB.AIF.RU: - В древности человек сражался со стихией. В современном мире он борется с огромным потоком информации, который на него обрушивается каждый день. Как меняется мозг в процессе эволюции человека?

Справка:
Святослав Всеволодович Медведев - директор Института мозга человека РАН, член-корреспондент РАН, член Бюро Отделения физиологии и фундаментальной медицины РАН, доктор биологических наук.

С.М.: - Сейчас все говорят про огромный объем информации, который вынужден перерабатывать мозг. Но, позвольте, коренным образом ничего не изменилось. Так, к примеру, мы лишены необходимости воспринимать большой набор сведений, который был жизненно важен для людей древности. Раньше охотники читали следы, чтобы узнать, где прячется зверь, земледельцы следили за природой, чтобы понять, когда нужно начинать сеять. От этих наблюдений зависела их жизнь. Нам же эта информация не нужна. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что изменилась не ситуация, а сама информация и ее форма подачи.

Что сейчас на самом деле резко поменялось, так это ситуация со старением человека. Общество стало заметно старше. Придя на пляж можно заметить людей, у которых остался шрам после удаления аппендицита. 150 лет назад все они были бы мертвы. Пневмония, гриппы, лихоманки выкашивали население, поэтому выживали самые сильные. В то время было мало стариков и детей. В наши же дни выживают те, кто раньше не имел бы шансов. Такое положение дел меняет наш генофонд.

Важные процессы происходят и в самом обществе. Есть такое понятие, как «детектор ошибок». Это система, которая во многом определяет условно «правильное» поведение человека. У ребенка она не развита, поэтому он может совершать непредсказуемые поступки, экспериментировать. Со временем его учат, что можно, чего нельзя, и смелость, свобода в поступках исчезает. В итоге получается такая вещь – с годами мы уничтожаем свою фантазию, становимся более расчетливыми, опасливыми, менее смелыми. Это подтверждается тем, что, к примеру, не одно серьезное открытие в области математики, физики не было сделано людьми старше 35 лет. Но есть и обратная сторона медали: так врач-терапевт, нейрохирург становится по-настоящему хорошим специалистом годам к 50-60, потому что это та сфера, в которой нужно больше знаний и опыта. Но в целом общество теряет смелость.

SPB.AIF.RU: - Верно ли, что болезни мозга «молодеют», возраст пациентов становится все меньше?

С.М.: - Заболеваниям, которым подвержены в том числе и молодые люди, нет числа. Только раньше из-за них умирали, а сейчас выживают. В целом в медицине происходит позитивно-негативный тренд. С одной стороны мы спасаем человека, даем ему шанс полноценной жизни, с другой стороны мы не всегда в состоянии его восстановить - остается проблема вегетативного состояния, комы. При нынешнем развитии медицины врачи побеждают серьезные заболевания, но позже оказывается, что пациент все равно страдает. Это проблема. Она касается не только молодежи – всех.

Для молодых людей скорее характерна проблема образования. Наша система образования, киноиндустрия, телевидение, интернета воспитывает людей без фантазии.

Фото Ольги Мартынюк


«Выбросьте записную книжку»


SPB.AIF.RU: - Для подростков новой формой зависимости становятся видеоигры. Как вы относитесь к подобному досугу?

С.М.: - Известны случаи такого прикипания к монитору, когда человек не отходил от него месяцами. В таком случае происходит эмоциональное обеднение игрока, плюс сказывается недостаток движений. При этом, по моему мнению, компьютерные игры – это очень развивающая вещь. Они нужны, но в разумных пределах. И не стрелялки. Есть игры, которые я считаю полезными, например ролевые или стратегии типа «Цивилизация». Эти игры развивают, правда, если не посвящать им 24 часа в сутки.

SPB.AIF.RU: - Если человек все-таки попал в игровую зависимость, можно ли от нее излечиться?

С.М.: - Нет болезней 100% излечимых и мало болезней 100% неизлечимых. Я думаю, это можно лечить. Но главное - не дать зависимости развиться. Возникает это также как и тяга к курению, наркотикам. Для человека игра становится единственным источником удовольствия. Например, наркоман, как правило, безразличен к сексу. Зачем ему лишние движения, когда он просто может вколоть себе дозу. По сути, в случае с игрой в организме происходят те же процессы. Вырабатываются эндорфины, эндогенные морфиноподобные вещества, создается ощущение удовольствия, и человек втягивается в это.

SPB.AIF.RU: - Как можно улучшить память, восприятие информации?

С.М.: - Во-первых, стоит избавиться от вредных привычек. Я не хочу говорить, что нельзя пить вообще. Наоборот, алкоголь полезен в разумных дозах. Но, именно в разумных. Во-вторых, нужно тренировать свой мозг. К примеру, моя падчерица закончила частную школу, отзывы о которой были очень положительные. Так там они не изучали таблицу умножения. Зачем, если есть калькулятор? Меня же учили по-другому. Уметь считать в уме - это норма для человека, ведь, если у вас есть автомобиль, это еще не значит, что вы должны перестать ходить пешком.

SPB.AIF.RU: - Как стоит тренировать свой мозг?

С.М.: - Для начала выбросьте записную книжку. К сожалению, сейчас люди через пять минут забывают, как зовут человека, с которым разговаривают. Научитесь запоминать информацию, найдите для этого мотивацию.

SPB.AIF.RU: - Как питание сказывается на работе мозга?

С.М.: - Это отлично описал Джером К.Джером в книге «Трое в одной лодке, не считая собаки». После грудинки с яйцами хочется работать, после бифштекса и портера – поспать, а после чашки чаю желудок повелевает мозгу: «теперь поднимайся и покажи, на что ты способен».

Конечно, есть продукты, которые обязательно должны быть в рационе, например, мясо. Известно, что если в пище нет животных белков, то головной мозг работает хуже. Поэтому, если ребенок с детства вегетарианец, у него мозг не может получить все элементы, необходимые для полноценного развития.

SPB.AIF.RU: - Существует мнение, что сахар полезен для работы мозга…

С.М.: - Все в разумных пределах. Без глюкозы мозг работать не может. Но если вы съедите стакан сахара, то вам просто станет плохо. Важно помнить, что мозг и организм – это гомеостаз - то есть, идеально сбалансированное устройство. Здесь что много – то лишнее, как говорит немецкая поговорка.


Боль - специальное чувство


SPB.AIF.RU: - Есть люди, которые постоянно жалуются на недосып, в то время как некоторые спят по три часа и чувствуют себя замечательно. Есть ли норма для здорового сна?

С.М.: - Все очень индивидуально. Люди, которые якобы спят по три часа, ухитряются засыпать на 10-15 секунд в течение дня. Так, например, на заседании совета министров Кеннеди мог заснуть в перерыве на пару минут и проснуться уже немного отдохнувшим.

За день мы получаем большое количество информации, которая перерабатывается во время сна. Без сна человек просто не может существовать.

SPB.AIF.RU: - Слышала про уникальные случаи, когда после потрясений, люди вообще переставали спать.

С.М.: - Значит, у них сон просто организован иначе. Такие люди спят десятками секунд. Поэтому им нельзя водить машину: они могут заснуть за рулем на две секунды, и это может привести к катастрофе.

SPB.AIF.RU: - Насколько сила внушения эффективна в борьбе с болью?

- Моя мать, Наталья Петровна Бехтерева, все стоматологические процедуры делала без анестезии. Она говорила себе «мне не больно», и это работало. Анатолий Кашпировский, шаманы использовали подобную практику. Однако до сих пор неизвестно, насколько это безопасно, ведь боль – специальное чувство, которое имеет охранительное значение. Когда у вас что-то болит, это заставляет вас постоянно обращать на это внимание. Поэтому к боли нельзя привыкнуть, но можно сделать так, что она перестанет вас раздражать. Например, рука болит, но вы от этого не страдаете. Этого результата можно добиться внушением. Но, подчеркну, это трудно и ненадежно.


Наша цивилизация построена на обмане


SPB.AIF.RU: - В последнее время появилось много книг о том, как развить в себе сверхспособности, телепатию. Как вы относитесь к этой литературе?

С.М.: - Как к макулатуре. Не отрицаю: какие-то способности можно развить в себе. И я встречал людей, которые добивались в этом определенного успеха. Но это были люди, которые отличались по менталитету от большинства.

Я убежден, что некоторые способности, например, такие как телепатия, вредны для нашего общества, для любого биологического сообщества. Во время разговора люди иногда должны скрывать свои мысли. Это естественная вещь. А то получится, что к вам подходит молодой человек, спросить который час, а вы ему сразу пощечину.

Если бы телепатия и была когда-то в животном мире, то в процессе эволюции должна была исчезнуть. Наша цивилизация во многом построена на обмане: можно говорить комплименты, считая иначе, отвечать на вопросы, скрывая свои мысли. Телепатия не давала бы этого делать. Если она возникнет, то наше общество будет разрушено.

SPB.AIF.RU: - Такие необычные способности людей изучаются специалистами?

С.М.: - Я практически не встречал людей со сверхспособностями. Ко мне приходили много людей, которые претендовали на звание экстрасенса, но ни один из них не доказал этого.

Мы пытались изучать Анатолия Кашпировского. Могу сказать, да, эффект Кашпировского есть, но почему это происходит - непонятно. С другой стороны, словом можно сделать многое: заставить беспокоиться, изменить состав крови, гормонов. Мы еще не знаем всю силу слова. Это как у Эдмона Ростана, пламенные стихи Сирано могли заставить девушку полюбить того, кто их декламирует.

SPB.AIF.RU: - А вы много читаете?

С.М.: - Я рано начал читать умные книги. Сейчас же, если ты скажешь: «Анна Каренина. Лев Толстой», то тебя еще переспросят, кто из них автор. Я считаю, что резкое понижение общего уровня культуры и снижение способности мозга к фантазии - это одна из важнейших проблем общества.

ЕГЭ играет положительную роль, когда речь идет о сравнении троечника из хорошей частной школы Москвы и отличника из школы в селе Холмогоры. Но то, что сейчас в школах не дают фундаментальных знаний – точно. К сожалению, знания перестали давать и в университете. И это проблема не только нашей страны. Исключение составляют Оксфордский, Кембриджский и другие университеты Англии и некоторые немецкие вузы, которые сохранили традиции образования.

SPB.AIF.RU: - Назовите несколько книг, которые, на ваш взгляд, должен прочитать каждый?

С.М.: - Это «Война и мир» Льва Толстого, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Трудно быть богом» братьев Стругацких, «История Тома Джонса, найденыша» Генри Фильдинга, «Дэвид Копперфидьд» Чарльза Диккенса. Обязательно нужно прочитать «Трех мушкетеров» Александра Дюма и «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева. Сейчас же одной из моих настольных книг являются «Записки о Галльской войне» Гай Юлия Цезаря. Мне иногда очень жалко, что я их уже прочитал и не могу насладиться снова. Но, конечно, список этим не ограничивается.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие книги читают петербуржцы разных профессий?
  2. Повысят ли зарплаты бюджетников в 2017 году?
  3. Зачем специалисты Эрмитажа сканировали мумии?