Ольга СальниковаКсения ЯКУБОВСКАЯ 1 2183

Лучше ехать дикарём? Почему туристические фирмы закрываются одна за другой

С середины июля туристический рынок покинули уже семь компаний, не сумевших выполнить свои обязательства перед клиентами.

С середины июля туристический рынок покинули уже семь компаний, не сумевших выполнить свои обязательства перед клиентами. Три из них находились в Санкт-Петербурге. Более 30 тысяч туристов оказались заложниками за границей, в том числе в неоплаченных отелях и без обратных билетов, ещё больше остались дома в России, без отпуска и денег. А впереди ещё бархатный сезон… 

Вывезли и «кинули»

Хуже всего обстоят дела у туристов «Лабиринта»: 27 тысяч клиентов этого туроператора (включая жителей Петербурга) оказались за границей без обратных билетов, многие без оплаченных отелей. По сути, людей вывезли и «кинули». Так, в холле одного из отелей Греции вынуждены были жить 50 российских туристов с детьми, других выгнали даже с территории гостиниц. Отельеры заявили, что это проблемы самих россиян. Пользуясь ситуацией, некоторые ушлые зарубежные бизнесмены требовали денег даже с тех, у кого проживание было оплачено туроператором. 

Как пояснили в Ассоциации туроператоров России, большинство случаев выселения туристов фиксируется в Греции, которая ещё в прошлом году отчитывалась, что благодаря турпотоку из России идёт восстановление экономики. На втором месте - Испания, обращения также поступают из Турции, Туниса и даже Шри-Ланки. 
Правда, нашлись и добрые люди. Положительные отзывы идут от туристов с острова Пхукет (Таиланд). Отельеры сообщили им о сложившейся ситуации, но посоветовали не беспокоиться и продолжать отдых.
Кроме того, российские турфирмы и авиакомпании также помогают вывозить туристов с отдыха за свой счёт. Правда, некоторые россияне наотрез отказались уезжать, так как копили на путёвку целый год и решили отдыхать в любых условиях. Например, в Египте наши люди забаррикадировались в своих номерах и спускались вниз по вечерам через балконы, чтобы урвать еду на «all inclusive» и вновь держать глухую оборону. Говорят, даже местная охрана не смогла их поймать. 

До 12 августа Ростуризм обещал вернуть всех клиентов «Лабиринта» домой. Их эвакуируют силами «Турпомощи» (некоммерческое объединение туроператоров).  

Финансовые пирамиды

Однако туристы «Лабиринта» смогут получить в качестве компенсации лишь по 10% от стоимости тура. Так как застрахован «Лабиринт» на 120 млн рублей, а размер компенсаций туристам может достигнуть 1,5-2 млрд. 

С «Невой» тоже не всё ясно. Только на 1 августа от клиентов «Невы» было подано 4103 заявления на общую сумму 303,9 млн рублей, общее же число пострадавших может превысить 25 тыс. человек. При этом сумма фингарантий туроператора составляет 454,2 млн рублей.

А вот некоторые клиенты «Экспо-тур» и «Нордик Стар» не получат ничего: 9 июня обе компании были исключены из реестра туроператоров из-за неоплаты обязательных взносов в «Турпомощь»,  договоры со страховщиками были разорваны, но путёвки клиентам продолжали продаваться. 

Все разорившиеся компании объясняют свой уход с рынка  резким снижением покупательной способности населения из-за роста курса валют, негативной политической и экономической ситуацией, рекомендациями на запрет выезда за границу для военных и прочее. 

Однако правоохранительные органы указывают и на прямое мошенничество.  

- СК России по Москве и Санкт-Петербургу возбуждены пять уголовных дел по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) по фактам незаконных финансовых операций, проведённых туристическими компаниями «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур», - пояснили в ведомстве. - Следствие полагает, что владельцы названных компаний, зная о больших неоплаченных счетах перед своими партнёрами и не имея возможности погасить долги из своих средств, продолжали собирать деньги с граждан, продавая им путёвки и вводя их в заблуждение относительно своих намерений и реальных возможностей исполнения обязательств по организации турпоездок. Практически их деятельность превратилась в финансовую пирамиду. И когда фирмы-партнёры отказались перевозить и принимать туристов, купивших путёвки, туроператоры объявили о прекращении своей деятельности. Десяткам тысяч человек причинён материальный ущерб.

Столичные прокуроры также выяснили, что не менее 100 млн руб., полученных туристической компанией «Лабиринт» от клиентов, попросту украли.

Как заявил врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов, чтобы не испортить отдых, нужно удостовериться у авиакомпании - оплачены ли билеты в обе стороны, также стоит проверить, перечислены ли деньги отелю. 

Некоторые клиенты «Экспо-тур» и «Нордик Стар» не получат ничего. Фото: АиФ-Нижний Новгород / Эльфия Гарипова

Чёрных списков - нет

В некоторых СМИ был обнародован «чёрный список» российских туроператоров, которые разорятся в ближайшее время. В нём значатся крупные и известные компании, в том числе петербургские. 

- Никаких «чёрных списков туроператоров» Ростуризмом не составлялось и не планируется, - пояснили в ведомстве.  - В едином федеральном реестре туроператоров на сегодняшний день числится 4361. В основном это стабильно и успешно работающие компании. Ростуризм составляет список отелей и принимающих иностранных туркомпаний, которые в сегодняшней непростой ситуации проявили себя недружелюбно и безответственно по отношению к российским туристам. Список пустят среди туроператоров, которые будут решать - стоит ли им дальше сотрудничать с такими «партнёрами».

Убытки страховщиков до 800%

Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков:
- Ситуацию можно оценить как кризисную, что стало следствием как системных проблем в туристической отрасли, так и результатом ухудшения экономической ситуации в стране в целом. Свою роль сыграли и санкции. Положение будет только усугубляться, поэтому мы совместно с представителями туротрасли  готовим комплекс мер, которые были бы способны вывести её из кризиса. Если обращаться к мировому опыту, то в одних странах есть компенсационные фонды государства, в других используются страховые механизмы. С учётом территориальной масштабности нашей страны, скорее, подойдёт многоуровневая система защиты туристов: на уровне страхования, государства и саморегулирования.
Сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда страховые компании массово отказываются от этого бизнеса, приносящего убытки вплоть до 800%. Причина тому - невозможность перестрахования, непрозрачность бизнеса туроператоров, лёгкость входа на рынок и безнаказанность «ухода по-английски»… 

«Виноваты жадные туристы»

Владимир Мединский, глава Министерства культуры:
- В сложившейся ситуации виноват демпинг и жадность - туркомпаний и покупателей, которые выбирают самое дешёвое. Смотрите, какие направления рушатся – Тунис, Турция, Греция. При этом каждый из нас может застраховать свою путёвку. Это стоит до 1-2% от стоимости тура. Но, экономя каждую копейку, наш турист никогда не потратит лишний 1% от стоимости своей путёвки. Он будет сидеть в аэропорту и ждать, когда государство, не несущее формально никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией, будет за свой счёт силами МЧС или Ростуризма, как это происходит сейчас, его вытаскивать. Что касается туроператоров, то каждый из них сейчас платит 100 тысяч рублей в год в ассоциацию «Турпомощь». И мы устали отбиваться от требований снизить эту сумму до 30 тысяч рублей в год. Назрела необходимость принимать системные меры, что и будет сделано в ближайшее время. Никто из уже обанкротившихся туроператоров не уйдёт от ответственности. 
От редакции. Добавим, что только согласно официальной декларации о доходах, в 2013 году министр культуры заработал 69 млн рублей. По понятным причинам для него уплатить «лишний 1% от стоимости путёвки» труда не составит. Но для россиян, которые копят на отдых годами, каждая копейка на счету.

Туристам, которые не смогли уехать на отдых с «Невой», предложили бесплатно отдохнуть в Сочи: 7 дней они смогут проживать в одной из гостиниц. Фото: www.russianlook.com

Хроника  событий

16 июля: Турфирма «Нева». На рынке с 1992 года
Фирма была застрахована на 454 млн руб в страховой компании «Восхождение». По данным Ростуризма, к 8 августа все туристы «Невы» возвращены домой. 
Пострадали:  более 25 тысяч туристов (более 7 тысяч находились в этот момент за рубежом). 

25 июля: Турфирма «Роза ветров Мир». На рынке с 1988 года
Финансовое обеспечение было в двух компаниях «БИН Страхование» и «Ингосстрах» - по 30 млн руб. Обе компании заявили, что готовы выплатить страховое возмещение в срок. 
Пострадали:  около 1000 человек (130 человек находились за рубежом, 800 собирались отправиться в поездки).

30 июля:  Турфирма «Экспо-тур». На рынке с 1993 года
Главной причиной банкротства петербургского круизного туроператора называют изменение ситуации на Украине, так как фирма организовывала круизы с зарубежными партнёрами по черноморскому побережью и в этом сезоне не смогла выполнить всех обязательств. Страховщик турфирмы «Экспо-тур» - компания «Адвант-Страхование» уже заявила, что туристы, купившие путёвки после 9 июня, не получат компенсации, так как в этот день «Экспо-тур» исключили из федерального реестра туроператоров и договор с ним был расторгнут. О чём туристы, естественно, не знали. 
Пострадали:   100 человек (за границей находились 16 клиентов, 73 отдыхали в России).
 
1-2 августа:  Туроператор «Идеал-тур»+ туроператор «Лабиринт» На рынке с 2003, 2010 гг.
«Идеал-тур» задолжал за чартерные перевозки «Оренбургским авиалиниям» около 1,5 миллиарда рублей, в результате часть рейсов была отменена. Компании принадлежал тур-
оператор «Лабиринт» - вместе они пошли ко дну. Чтобы эвакуировать туристов с заграничных курортов, на помощь призвали даже МЧС. 
Пострадали:  до 60 тыс. туристов (без обратных билетов на зарубежных курортах остались как минимум 27 тыс. человек). 

5 августа:  Группа компаний «ИнтАэр». На рынке с 1992 года
У компании два юридических лица, каждое из которых застраховано в СК «РЕСО-Гарантия» на 30 млн руб. Страховщик готов принимать заявления на выплату 
компенсаций.
Пострадали:  1200 человек (500 человек находятся за рубежом).

6 августа:  Туроператор «Нордик Стар». На рынке с 2001 года
Небольшой петербургский туроператор, специализирующийся на Норвегии, был исключён из реестра туроператоров 9 июня. 
Таким образом, туристы, купившие путёвки после этой даты, могут не получить компенсации в страховой 
компании.
Пострадали:  около 100 человек (30 находятся за границей). 

Разорились «под шумок»

Михаил Житнухин, ведущий юрист Северо-Западного клуба защиты туристов:
- Развал турфирмы «Нева» был определённым сигналом для рынка туристских услуг. Допускаю, что другие турфирмы увидели возможность вывести свои денежные средства, так сказать, «под шумок». Скорее всего, эти массовые банкротства преследуют именно эту цель. Также речь идёт о недобросовестном ведении бизнеса, поскольку суммы, которые задолжали некоторые компании отелям, перевозчикам, - очень большие. Да и обстоятельства того, как прекращают действовать туроператоры, достаточно странные. Турфирма «Нева» продавала туры ещё 15-го числа вечером, а 16-го утром уже заявила о своей несостоятельности. Хотя, очевидно, что заранее знали о ситуации. То же самое и в других фирмах. Неслучайно Следственный комитет заинтересовался их работой. Скорее всего, нас ждёт падение ещё нескольких компаний. Думаю, из-за этого будут пересмотрены отношения с международными партнёрами, в турбизнесе всё держится на доверии. Но нынешнее положение показало несостоятельность такого подхода. Большой вопрос, будет ли выплачена страховка, в полном объёме или частично. Надо ждать 16 августа - времени, когда страховщики должны начать выплаты по «Неве». После чего всё будет развиваться очень стремительно и бурно. Увы, заранее предугадать такой исход сложно. Ведь знание о реальном положении дел туроператора недоступно обычным клиентам.

Без паники!

Тамара Халецкая, генеральный директор одного из крупнейших туроператоров «Солвекс-Турне», под брендом которого работают более 60 уполномоченных агентств:
- Лично у нас никакой паники нет, так как мы никому ничего не должны! «Солвекс-Турне» имеет прямые контрактные отношения с авиакомпанией «Оренбургские авиалинии», дочерним предприятием «Аэрофлота», и не сотрудничает с компаниями - авиаброкерами. Все наши рейсы на всех без исключения направлениях предоплачены и выполняются строго в штатном режиме и по расписанию. И все финансовые отношения с компаниями-партнёрами за рубежом также выстроены на основе строгой предоплаты. Что касается финансовых гарантий, то частично ответственность туроператора была застрахована в «Восхождении», но здесь я не вижу причин для беспокойства. На сегодняшний момент размер финансового обеспечения «Солвекс-Турне» вне «Восхождения» составляет 150 млн руб., что по-прежнему позволяет нам оставаться в лидерах в общем рейтинге туроператоров. Ну и, разумеется, мы сейчас во всех смыслах «перестраховываемся», - ведём переговоры с компаниями «ВСК», «Авеста» и «Европейской Страховой Компанией» по перестрахованию оставшейся части финансовых гарантий. Хочу отметить, что в целом объём продаж за прошедшие семь месяцев этого года вполне сопоставим с предыдущим годом. Конечно, процентов на 5-6 «просели» «евровые направления», но зато на «долларовых» мы наблюдаем явный прирост. И я бы всех призвала не поддаваться панике.

Справка

Туристам, которые не смогли уехать на отдых с «Невой», предложили бесплатно отдохнуть в Сочи: 7 дней они смогут проживать в одной из гостиниц. За отдых свыше этого срока нужно заплатить - 1,2 тыс. руб. в сутки на человека при 2-местном размещении. 

Говорят  туристы

Екатерина Мячина: - Я оплатила путёвку у «Невы» 16 июля в 9.00, а в 13.00 она объявила о банкротстве. Где 
деньги, Зин?
Наталья Кострова: - Мы застряли в ОАЭ. Утром идём на завтрак, а под дверью бумажка - ваша фирма разорилась, просим вас съехать. Я с двумя детьми! Мы с другими туристами почти весь день на телефонах. Муж уже два раза подкладывал мне на телефон по 4 тысячи рублей. Отель требует оплатить номера, грозят полицией… 
Надежда Вяткина: - Только вернулись. Сутки в аэропорту Антальи. Дети на полу спали, связи нет. Рейс наш отсутствовал в принципе. Нам предложили купить обратные билеты за 40 тысяч рублей! Помогали наши же туристы, которые летели домой: давали воду, еду, записывали нас на камеры, выкладывали в Интернет. По приезде я сразу же слегла с температурой под 40. И никто не ответит за этот бардак!
Ольга Иванова: - Прощай, отпуск, прощай, море. Вечером заплатила 120 тысяч рублей в турфирме «Лабиринт». А утром - они банкроты. Что они за ночь сделали с моими деньгами? Почему вечером не сказали о своей ситуации? 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Антонина
    |
    22:04
    18.08.2014
    0
    +
    -
    "Владимир Мединский, глава Министерства культуры: - В сложившейся ситуации виноват демпинг и жадность - туркомпаний и покупателей, которые выбирают самое дешёвое." Тоже мне, Мария-Антуанетта с ... болтом: "Нету хлеба? Пусть едят пирожные!" Не вашими ли либероидными стараниями нищает страна?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как записаться к врачу через интернет в Петербурге?
  2. Как правильно клеить знак «Шипы» на автомобиль?
  3. Освободят ли многодетные семьи от транспортного налога?

Что для вас значит правильное питание?