Елена Бевза 0 683

Стук колес словно дробь барабана

В Ленинградской области выпускают грузовые вагоны нового поколения

Из личного архива

Тихвинский вагоностроительный завод - ведущее российское предприятие и один из крупнейших мировых производителей железнодорожного транспорта - задаёт новый тренд на рынке вагоностроения. О том, какое значение имеют инновационные технологии, каким образом они делают завод независимым от зарубежных поставок, и какие обязательства накладывает на предприятие роль самого крупного работодателя региона, рассказал генеральный директор завода Геннадий Веселов.

Машиностроительный кластер

Елена Бевза: - Тихвинский завод - молодое предприятие, но с корнями из советского прошлого. Раньше на этой площадке размещалось машиностроительное предприятие. Как принималось решение о создании вагоностроительного завода?

Геннадий Веселов: - История завода началась в 1963 году, с началом строительства в городе завода литья и металлоконструкций, задачей которого было обеспечение литейной продукцией Ленинграда и всего Северо-Запада. Позднее завод вошёл в состав объединения «Кировский завод» и перешёл на выпуск комплектующих для трактора «Кировец». Здесь производили широкую номенклатуру продукции - от товаров народного потребления до изделий оборонного назначения. Не было ни одного технологического процесса, применяемого в машиностроении, который не использовался бы на Тихвинском заводе - литейное, кузнечно-штамповочное, инструментальное, гальваника. В конце 80-х численность работающих достигала 22 тысяч человек. В 90-е отсутствие спроса на отечественные тракторы вызвало необходимость поиска другого направления развития. Было выбрано железнодорожное машиностроение. В Тихвине стали производить узлы и детали железнодорожной техники, создавались и единичные продукты, такие как щебнеочистительная машина. В начале 2000-х на заводе был построен опытный образец высокоскоростного электропоезда «Сокол-250». Всё это способствовало принятию в 2006 году решения о постройке на базе Тихвинской промплощадки современного вагоностроительного производства. 30 января 2012 года в присутствии президента России Владимира Путина состоялся запуск Тихвинского вагоностроительного завода.

- Какова мощность предприятия?

- В 2012 году мы выпустили 1300 вагонов. В прошлом - уже более 15 000. За четыре года выпуск увеличен более чем в десять раз. Сегодня суммарная мощность производств в Тихвине - 22 тысячи вагонов в год, что позволяет позиционировать нас как мирового лидера в производстве вагонов.

Применяя мировой опыт

- Чем отличается ваша продукция от продукции других производителей?

- Мы выпускаем вагоны нового поколения с улучшенными характеристиками. По своим потребительским свойствам, экономической эффективности и надёжности наши вагоны во многом превосходят продукцию конкурентов. Наши преимущества - повышенная грузоподъёмность, уменьшенная масса самого вагона, увеличенная скорость движения, прочность и долговечность. Сейчас на путях страны ходит почти 50 000 тихвинских вагонов.

- В чём суть инновации?

- Мы сделали ставку на наукоёмкое производство. В создании завода участвовали ведущие мировые компании из более чем пятнадцати стран. Литейное и вагоносборочное производства оборудованы роботами и автоматическими линиями. Есть много оборудования, не имеющего аналогов в мире. Совокупность высокой степени автоматизации, применения современных технологий и использование мирового конструкторского опыта и практик позволили представить на рынок продукт, задающий новые тренды в отечественном вагоностроении. Мировой опыт поставлен на службу стране. Мы взяли лучшую и самую распространённую в крупнейших железнодорожных странах - Северная и Южная Америка, Китай - технологию создания ходовой части вагона, так называемой тележки, и адаптировали её к нашим условиям эксплуатации.

- Что и позволило вам занять 40% отечественного вагоностроительного рынка?

- Да, в этом заслуга нашего инновационного продукта. Покупатель выбирает товар с наилучшими эксплуатационными свойствами. Создание новой тележки позволило нам также увеличить межремонтный пробег вагона до 8 лет, или до 800 тысяч километров.

Фото: Из личного архива

Импортозамещение

- Но это ещё далеко не все ваши инновации. Другой стало производство высокопрочного чугуна.

- Да, это уникальный технологический процесс, который мы освоили впервые в России. Дело в том, что у тележки вагона есть быстро изнашивающиеся элементы. Для их создания применяется особый материал - высокопрочный чугун. В России не было производителя нужного нам металла, мы поставляли его с американского рынка. В прошлом году, понимая, что зависимость от заокеанского партнера скажется на производстве, закупили американское оборудование и, используя российское сырье и лучшие мировые технологии, приступили к собственному выпуску изделий из высокопрочного чугуна. Всё, что мы планировали по объёму и срокам, у нас получилось. Это серьёзное достижение с точки зрения развития внутренних компетенций страны. Компания КамАЗ, узнав, что мы начали такое производство, обратилась к нам за помощью в изготовлении необходимых деталей и для них. 

- Завод такого масштаба просто обязан применять природосберегающие технологии. Как вы решили, например, проблему отвалов в литейном производстве?

- В своё время под них использовалась значительная часть земель промышленной площадки, такова была технология литейного производства времен СССР. Сейчас у нас отходов нет за счёт того, что применяем уникальную систему формовки с помощью вакуума. Связующим элементом пескообразующей смеси у нас выступают не смолы, не лаки, а вакуум. После снятия вакуума литейная форма превращается снова в песок, который опять идёт на изготовление форм. Это один из элементов экологической программы повышения эффективности использования ресурсов.

- Ваши вагоны закупают крупные компании: «Кузбассразрезуголь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Уралхим».

- Да, основными заказчиками выступают предприятия добывающей промышленности, прежде всего угольных разрезов. Мы выпускаем четыре основные модели: полувагоны, хопперы, платформы и цистерны для перевозки наливных грузов. Работаем с учётом потребностей заказчика. У завода полный цикл изготовления - от составления технического задания, согласованного с конкретным потребителем, до выпуска вагона и обслуживания его в эксплуатации.

Учебный центр

- В прошлом году социальные расходы завода составили около 300 миллионов рублей.

- Социальная программа для нас ключевая. Мы вкладываем средства в поддержание достойных условий труда. Сотрудники, работающие на литейном, сборочном, сварочном производстве, получают дополнительную надбавку за вредность, имеют сокращённый рабочий день и другие привилегии в соответствии с законодательством. У нас большая жилищная программа, которая предусматривает до 50% компенсации затрат на обслуживание ипотеки. Все сотрудники, отработавшие больше трёх лет, имеют право на дополнительное медицинское страхование за счёт работодателя. Мы доплачиваем за питание в столовых, бесплатно доставляем персонал из близлежащих городов. Мы дорожим своими людьми и по-прежнему нуждаемся в высококвалифицированных кадрах. Ведём их поиск во всех регионах Российской Федерации.

Фото: Из личного архива

- А как обучаете?

- У нас сложное оборудование и технологии, а это требуют особой подготовки персонала. Мы создали собственный учебный центр, где обучаем всем необходимым для нас специальностям. Показатель прироста объёма выпуска продукции говорит о том, что нам удалось решить эту задачу.

- Предприятие, наверно, участвует и в городских социальных программах?

- Безусловно, ведь наши сотрудники - жители Тихвина. От того, как они проводят своё свободное время, во многом зависит эффективность их труда. По соглашению с городом мы ежегодно инвестируем в развитие его инфраструктуры - ремонт дорог, спортплощадок и благоустройство городских пространств. Есть у нас и собственные проекты. Например, создали библиотеку нового поколения - социокультурный центр «Тэффи», где совмещаются классический способ работы с книгами с электронными методами получения информации. Другой проект - фестивальная площадка, зона отдыха, которую мы организовали в центре города рядом с исторической частью Тихвина. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как вести себя при встрече со змеей?
  2. Почему в Петербурге подорожал «закон о тишине»?
  3. Где в Петербурге появится «Чёртово колесо»?

На что при выборе вуза вы обращаете внимание в первую очередь?