Блокадные ласточки. Как возрожденный трамвай подарил Ленинграду надежду

Память о возвращении трамвайного движения петербуржцы хранят с трепетом. Пущенные по парализованному городу вагоны поселили в их сердцах надежду на возвращение к мирной жизни. К 73-летию запуска блокадного трамвая SPB.AIF.RU вспоминает, как это было.

Трамваи Петербурга имеют не столь давнюю историю, как в Москве. Их регулярное движение было открыто в Северной столице только в 1907 году. В 1980-е трамвайные линии Петербурга по своей протяженности побили все мировые рекорды и попали в Книгу Гиннесса.

Но свой главный титул петербургский трамвай завоевал совсем по другой причине и в другое время. Для жителей города это не просто привычный транспорт, но и символ блокадного Ленинграда. На протяжении всех дней осады города он оставался единственным средством передвижения и останавливался лишь однажды, в первую блокадную зиму -  с 15 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года.

На боевом посту

Уже с сентября 1941 года, когда все грузовые и легковые автомобили были мобилизованы, для 2,5 миллионов жителей Петербурга трамваи стали единственной возможностью передвигаться по городу. Почти сразу они оказались военизированным транспортом. Трамвайные вагоны переоборудовали для перевозки раненых, установили в них носилки в три яруса, окна тщательно задрапировали плотными шторами и щитками, так, чтобы можно было оказывать первую медицинскую помощь даже ночью, не опасаясь артобстрелов. В вагонах разместили отопительные приборы, баки с кипяченой водой. Многие кондукторы прошли курсы санинструкторов.

У петербуржцев и сегодня есть возможность прикоснуться к блокадной истории. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

В первые месяцы блокады линия фронта пролегала по окрестностям города и в его черте, несколько трамвайных путей оказались в зоне боевых действий. Это позволило перевозить на трамваях не только раненых к больницам, но и военнослужащих, снаряды и технику к оборонительным рубежам. К некоторым заводам спешно прокладывали дополнительные линии, в трамвайных вагонах подвозили к магазинам хлеб. 

Признак жизни

Для всех блокадников звук идущего трамвая, несмотря на приближающийся фронт, символизировал надежду на жизнь, напоминал довоенный Ленинград без обстрелов и голода. В декабре 1941 ленинградские трамваи встали. К этому времени в городе оставалось уже так мало электроэнергии, что составы пришлось отключить от питания, чтобы сохранить работающими предприятия, выполнявшие военные заказы. Алесь Адамович и Даниил Гранин в своей «Блокадной книге» напишут: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».

Отключение электричества произошло внезапно, и каждый трамвай затих прямо на линии. Все три зимних месяца вид пустых, замерзших, заваленных снегом вагонов вселял в прохожих страх и чувство обреченности. По воспоминаниям блокадника, однажды в феврале 1941 издалека в засыпанном снегом трамвайном вагоне он разглядел человеческие фигуры. Люди как будто заняли свои пассажирские места и ждали, когда трамвай тронется. Обрадованный, он подошел ближе и понял, что перед ним – замерзшие люди, забредшие в вагон в надежде отдохнуть и отогреться, и больше не нашедшие в себе сил подняться.

Сохранились таблички с маршрутами блокадных трамваев. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Ленинград пережил первую блокадную зиму и дождался весны 1942. Особый день – 15 апреля. Именно тогда возобновилось движение пассажирских трамваев, и ленинградцы вновь услышали трамвайный звонок. По пяти маршрутам отправились 320 вагонов.

В одном из военных очерков о блокадном Ленинграде писатель Николай Тихонов вспоминал, что весну 1942 года в городе «делали» не ласточки, а трамваи. Той весной многие жители Ленинграда носили на груди жетон в виде ласточки с письмом в клюве. Эти птицы, не опасаясь обстрелов, все-таки прилетели весной в осажденный город и также стали символом жизни и добрых вестей.

С приходом весны блокада не была снята и война продолжалась. Поэтому трамваи по-прежнему стояли на боевой службе. В обязанности кондукторов входило не только брать плату за проезд, но проверять документы, эвакуировать пассажиров во время начавшегося обстрела. 

Памятник трамваю

В книге Михаила Сороки, занимавшего в военные годы должность руководителя трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда, есть такие данные: «В осажденном Мадриде в 1937 году трамвай действовал лишь одну неделю. Стоило советским войскам весной 1945 года окружить Берлин, и движение на городских магистралях тотчас замерло. В Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай трудился 811». 

Памятник блокадному трамваю установлен в Кировском районе. Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

В память о блокадном трамвае, в 2007 году к 100-летию трамвайного движения в Петербурге на проспекте Стачек был установлен памятник. Место выбрано не случайно. Всего в четырех километрах от него проходила линия фронта. Именно здесь на Петергофском шоссе ленинградцы соорудили из трамвайных вагонов, набитых камнями, противотанковые баррикады, защищавшие город от немецких танков. Ретро-вагон был восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие вагоны ходили по военному Ленинграду. Сегодня 440 километров путей позволяют Петербургу оставаться одним из самых «трамвайных» городов мира. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Александр Волошин[facebook]
    |
    13:20
    19.04.2015
    0
    +
    -
    А чего нибудь поновее кроме это протухщей вести о блокаде.. Приудмать тяжело. Ну уже заездили эту блокаду , ставшую следствием безумия сталинских уродов управленцев, засевших в Смольном. При этом когда быдломассы блокадировались и подыхали с голоду. Эти твари преспокойно пожирали персики,ананасы, деликатесы.... Ну все, что причиталось коммунистической номенклатуре.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге отключат фонтаны?
  2. Можно ли пить воду из скважины?
  3. Что петербуржцы покупают в Сети?

Что для вас значит правильное питание?