Путем просвещения. Как Екатерина II создала сеть публичных школ в России

233 года назад в этот день Екатерина II издала указ о создании «народных школ» во всех городах России – первых публичных бесплатных школ после основанных годом ранее в Петербурге. SPB.AIF.RU вспоминает, как строилась образовательная система России.

Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763 / Public Domain

Долгий путь к просвещению

Период правления Екатерины Великой историки, несмотря на все споры и противоречия, единогласно называют эпохой просвещенного абсолютизма. При ней появилось первое в России женское учебное заведение, ей принадлежат многие новаторские решения в сфере образования.

Первые серьезные шаги к созданию школьной системы императрица сделала еще в 1760-х годах: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц. В 1766 году ею был принят новый устав Сухопутного шляхетского корпуса. Разрабатывая в 1775 году указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи», она возложила на приказы общественного призрения обязанность открывать на местах училища губернского и уездного уровня.

В 1781 году императрица основала учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе от 27 февраля того же года. Год спустя 8 апреля система получила развитие по всей России. 

Австрийский опыт

Весь начальный период школьного образования в России связан с одним (как и во многих подобных историях, иностранным) именем – Федор Иванович Янкович де Мириево.

Об этом сербе, живущем в Австрии и владеющем русским языком, императрица Екатерина II узнала в 1780 году в Могилеве от австрийского императора Иосифа II, который хвалился перед ней австрийской образовательной реформой. Де Мириево несколькими годами ранее в должности директора провинциальных училищ принимал живейшее участие в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей и установлении специальной учебной администрации.

Янкович де Мириево стал настоящей находкой для Екатерины. Фото: Commons.wikimedia.org

Екатерине рассказы понравились, и она решила позаимствовать австрийский опыт и привить его на российской земле. Лучшего руководителя для такого проекта, чем русскоязычный и православный де Мириево, сложно было представить. По приглашению императрицы он переехал в Россию в 1782 году – к тому времени в Петербурге уже действовали несколько городских школ, но настоящей системы в их работе не было.

Сразу по его приезду Екатерина издала указ об учреждении Комиссии народных училищ. Возглавлял ее будущий министр народного просвещения, фаворит царицы Петр Завадовский, Янкович же состоял сотрудником-экспертом. Однако основную работу проделал именно он: составлял планы, создавал учительскую семинарию (будущий педагогический институт), переводил на русский язык учебные пособия. Комиссия ему в этом любезно «не мешала».

В течение трех лет Янкович оставался директором народных училищ Санкт-Петербургской губернии и в этой должности успел создать систему подготовки педагогов и запретить в главном народном училище телесные наказания.

Позже Янкович вошел в состав комиссии об училищах при образованном в 1802 году министерстве народного просвещения, однако уже через два года навсегда оставил службу из-за чрезмерного утомления.

Школьная реформа

Внедряя в России австрийскую систему, Янкович де Мириево предложил разделить народные школы на три вида: малые (два класса), средние (три класса) и главные (четыре класса).

В малой школе детей учили чтению, письму, основам грамматики и арифметики, священной истории и катехизису. В средней школе дополнительно изучали Евангелие, пространный катехизис, правописание, всеобщую историю и русскую географию. В главной школе к этому прибавлялся четвертый, в котором преподавали всеобщую и русскую географию, подробную всеобщую и русскую историю, математическую географию, русскую грамматику с упражнениями, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Благодаря Екатерине образование стало доступно даже низшим слоям общества. Фото: Commons.wikimedia.org

Также в 1785 году Федор Янкович де Мириево разработал положение для частных пансионов и школ, уравненных с народными. Оно гласило, что обстановка в учебных заведениях должна быть спокойной и дружелюбной: «Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола».

Помимо этого, Янкович предложил воспитывать вместе мальчиков и девочек, для которых в пансионах предусматривались бы разные комнаты. Это положение было отменено в 1804 году. Стоит отметить, что нравственные и педагогические наставления Янковича в российской образовательной среде большой популярностью не пользовались, так как сильно завышали планку и не соответствовали тому уровню, с которого реформа начиналась.

Согласно «Уставу народным училищам в Российской империи», изданному в 1786 году, предписывалось «в каждом губернском городе быть по одному главному народному училищу». В эти заведения принимали детей всех сословий, за исключением крепостных. Во главе училища стоял директор или смотритель, подчинявшийся губернскому приказу общественного призрения. В уездных городах создавались малые училища с двухгодичным сроком обучения, в губернских городах наряду с ними открывались «главные школы».

После школьной реформы 1804 года (которая совпала с отходом Янковича де Мириево от дел) главные народные училища были преобразованы в гимназии.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда расселят «хрущёвки»?
  2. Какие имена запретят давать детям?
  3. Как выбрать корюшку?