Елена Данилевич 1 740

Чем увлечь «поколение гугл»? Учитель года о гаджетах и диалоге с детьми

«В классе, где сидят 30 человек, нужно достучаться до каждого. Не нашёл подход - внимание детей немедленно теряется», - рассказывает Илья Демаков, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2017».

Илья Демаков / Из личного архива

Имя Ильи Демакова - молодого педагога истории и обществознания петербургской гимназии № 116 - узнала вся страна. Он стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года-2017».  Для Петербурга его победа имеет особое значение. Это первая награда такого уровня за последние 10 лет.

Не надо бороться с будущим

- Илья Сергеевич, в этом году отмечается юбилей революции. А как вы и ваши ученики воспринимаете эту дату? 

- У меня сейчас пятый класс, поэтому события Октября они ещё не изучают. Но слышат о них, смотрят фильмы и о прошлом страны судят удивительно зрело. Неделю назад, например, мы с ними на уроке говорили о понятии времени в истории. Обсуждали, какие важные вехи в масштабах государства они считают частью и своей исторической памяти. Выяснилось, что 11-12-летние сегодня гордятся двумя событиями - полётом Гагарина и Победой в Великой Отечественной. 

Я считаю правильным, что 100-летие революции отмечается масштабно. Это узловой момент нашей истории, и о нём надо обязательно спорить, вести дискуссии. Бояться или отторгать часть нашего пути - ошибочно. Хорошо, что на экранах сейчас много фильмов на эту тему, в том числе с популярными актёрами, которых знают школьники. Конечно, в исторических сериалах немало фактических нелепостей, но они уйдут, а эмоциональное впечатление останется. Появится чувство, что это моё, родное, это интересно и составляет историю нашей страны.

- Однако исследования доказывают: современные подростки смутно представляют себе кумиров прошлого. Ленина в опросах часто называют артистом или диджеем, Сталина - топ-менеджером… 

- Знаете, такую же анкету можно было запустить 30 или 50 лет назад с другими именами - результат получился бы аналогичный. Знаменитый историк Василий Ключевский во второй половине XIX века заявлял, что его студенты ничего не знают о старине. Так что это знак не какого-то определённого времени. Правда, у нынешней молодёжи есть отличие: при таких вопросах они тянутся за смартфоном. И это совсем неплохо. Мы живём в «цифровое» время, и пусть уж они найдут эту дату или фамилию в «гугле», чем не найдут вовсе.

- Не смущает, что от постоянного пользования гаджетами дети стали меньше запоминать, менее грамотно писать, не могут связно и образно выражать свои мысли?

- Вспомните, Платон в «Диалогах» тоже утверждал, что письменность - ужасное изобретение человечества. Мол, люди начали всё фиксировать и избавили себя от необходимости помнить. Думаю, сегодня надо двигаться в другом направлении. Не запрещать гаджеты, а извлечь из использования продвинутой техники всё самое лучшее и сильное. Научить детей использовать цифровую среду с максимальной пользой, для решения сложных, реальных задач, необходимых для улучшения жизни. Не надо ставить барьеры перед тем, что Чехов называл «живой жизнью». Иначе это обернётся борьбой с будущим, что неправильно.

Достучаться до каждого

- Вы работаете в школе 8 лет и уже отметились выпуском, проучив детей с 5-го по 11-й. А каково это - быть классным руководителем?

- В учительской профессии это самое почётное звание. Потому что в буквальном смысле слова - это твои дети. Сегодня классного руководителя школьники видят чаще, чем родителей. Подсчитано: российский папа в среднем общается с ребёнком15 минут в сутки. А у учителя русского языка, например, семь уроков в неделю, плюс работа после занятий, экскурсии. Поэтому контакт, который возникает в школе, особого рода.  

Я, например, преподавал в вузе - не понравилось. Прочитал лекцию - и попрощался до следующей. В школе же всё живо и подвижно: пять дней в неделю по шесть уроков, где непосредственность и открытость сочетаются с ответственностью.

В классе, где сидят 30 человек, нужно достучаться до каждого. Не нашёл подход - внимание детей немедленно теряется. А ведь они за время учёбы проводят в школе до 12 тысяч часов! Гигантское время, и нам надо чаще задаваться вопросом, а что ребёнок получает на уроке? Реакцию ведь видно сразу. Если неинтересно - стоит вежливая тишина или, напротив, проблемы с дисциплиной. А если попал в десятку - дети сразу начинают «гуглить», обсуждать услышанное. Это огромная эмоциональная отдача, и я её ни на что не променяю.

- Как учителю самому быть в постоянной готовности, всё знать? Вы, например, владеете несколькими языками, ведёте театральную студию на немецком. А на уроках проводите суды над разведчиком Пауэрсом, штабные игры по битве при Вердене, постоянно придумываете что-то новое…

- Языки выучил в Санкт-Петербургском университете. С удовольствием занимался на истфаке и литературой. В целом я с большим уважением отношусь к слову, потому что нет смысла в знании, о котором не можешь рассказать. Ломоносов утверждал: «Смутно говорит тот, кто смутно понимает». Конечно, в школе сложно, но когда работа нравится, энергия и время находятся. Кстати, ситуация и в материальном плане меняется к лучшему. Когда я только пришёл в гимназию, чтобы обеспечить себя и близких, приходилось работать в нескольких местах. При ставке 18 часов в неделю брать нагрузку 30 часов и более. Сейчас такой необходимости нет. Зарплата учителя в Петербурге сравнялась со средней, что позволяет не распылять силы. 

Кстати, у нас в гимназии уникальный коллектив. Больше половины - участники и победители конкурса «Учитель года» разных уровней, от районного до всероссийского. Конкурсному движению 28 лет, и четыре раза Петербург на всероссийском этапе представляли педагоги нашей 116-й гимназии, причём дважды побеждали. Моим наставником стал историк Сергей Александрович Букинич, он в числе пяти лучших учителей страны получил награду в 2006-м. Сейчас я поставил своего «Хрустального пеликана» рядом с его призом.

Экскурсия для президента

- Как победитель конкурса вы на год стали общественным советником министра образования и науки. Что входит в эти обязанности?

- Представлять и изучать лучшие практики, донести до коллег те инициативы в отрасли, которые сам считаю важными. Недавно, например, на выставке «Россия, устремлённая в будущее» вместе с детьми проводил экскурсию для президента и патриарха. Владимир Путин оказался осведомлён о ходе информатизации, интересовался, как изнутри работает проект «Российская электронная школа». Патриарх же сделал акцент на дополнительном образовании, системе кванториумов. Это федеральные высокотехнологичные центры, где дети учатся и одновременно выполняют конкретные исследовательские задания.

Так, например, РКК «Энергия» и Роскосмос поставили задачу - сделать интерфейс для управления луноходом. Её с успехом решил 14-летний Дима из Королёва. Он придумал специальную «умную перчатку», которая подключается к ноутбуку и позволяет дистанционно направлять модель аппарата. Сегодня такие кванториумы есть в 36 регионах, а на следующий год откроются уже в 60 субъектах страны. Оборудованы и мобильные пункты, чтобы проект дошёл до самых дальних сёл.
В Петербурге тоже строится Дворец науки и техники, который откроется в 2019 году.

- Также во время Всероссийского конкурса резонанс вызвали ваши слова - вы призвали, чтобы ребёнок, переезжая из одного региона в другой, не испытывал трудностей от разных требований. 

- Речь о создании единого образовательного пространства. Сегодня если школьник переедет из города в город, а часто даже перейдёт из одной школы в другую, он столкнётся с рядом сложностей, поскольку везде разные подходы. Для ребёнка это стресс. А нужно, чтобы при переезде из Северной столицы во Владивосток он сел за парту и открыл учебник с того места, где закрыл в Петербурге. Об этом я говорил на «Круглом столе образовательных политиков» с участием министра образования. Убеждён, что нужно оптимизировать работу с учебниками. В федеральном перечне их сегодня 1337. Необходимо свести этот массив к разумному минимуму, оставить 2-3 линейки, что уже делается.

- Вы - из учительской династии. Насколько важна в педагогике преемственность, и какие заповеди передали вам старшие?

- В нашей семье я - четвёртое поколение учителей. Прадед был учителем математики, бабушка - химии, мама вела изобразительное искусство. Помню, на меня произвело сильное впечатление, когда в дипломе бабушки, закончившей в 50-е Ярославский пединститут (кстати, там снимался легендарный фильм «Большая перемена»), прочитал: «Присвоено звание школьного учителя».

Ну а главное в школе, независимо от времени и эпохи, - общение, диалог. С детьми надо говорить так, чтобы они тебя слушали, и слушать их настолько внимательно, чтобы они хотели с тобой общаться. Ведь каждый ребёнок одарён, и задача школы увидеть этот талант и помочь ему развиться. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Виктор
    |
    10:03
    22.11.2017
    0
    +
    -
    «Учитель года», историк пояснил слова ученика гимназии г. Новый Уренгой Николай Десятниченко, сказанные им в парламенте Германии в 75-ю годовщину советского контрнаступления под Сталинградом: «Нужно смотреть на суть. На тот посыл, который был заложен в его фразах. Для каждого учителя совершенно очевидно, что смысл, который ребенком был вложен в эту фразу, был следующим: он говорил, что для участников войны с обеих сторон война — это всегда огромная трагедия, война — это всегда жертвы, война — это неприемлемо. Он говорил о неприемлемости насилия». Как мило! «Ребёнок» рассказал о немецком ефрейторе, который попал в окружение «в так называемом Сталинградском котле» и умер «от тяжелых условий плена», и был причислен учеником к невинным жертвам. Вот так у нас преподают историю.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Где дают работникам печеньки?
  2. Как готовят торт для медведя?
  3. Опасно ли пить воду из-под крана?

Что привезти из Петербурга на память?