aif.ru counter

Кузница гениев. Как петербургский лицей № 239 стал одним из лучших в России

Конёк 239-го - сочетание основного образования с дополнительным. В десятках кружков, клубов здесь занимаются до 2 тыс. учеников из лицея и других школ города.

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

80% состава сборной России по математике составляют ученики одной этой школы. Каждый год на протяжении последних тридцати лет они завоёвывают золотые медали и призовые места, прославляя Россию и отечественную науку. Ребят принимают президенты, политические деятели разных стран, известные учёные. Не раз поздравлял их в Кремле Владимир Путин. На протяжении последних трёх лет лицей № 239 признаётся лучшей школой страны, а многие его выпускники составляют гордость нашего Отечества. 

Почему учиться сложно?

Сегодня в лицее учатся 828 человек. Поступить сюда можно только по конкурсу: ежегодно объявляется набор ребят, окончивших седьмой класс. Желающих много. На одно место, в зависимости от возраста, претендуют 10-12 подростков. В основном это дети интеллигенции - врачей, преподавателей вузов, научных сотрудников. Как правило, такой выбор - осознанное решение всей семьи, и родители чем могут помогают сыну или дочке. Ведь заниматься откровенно тяжело. 

- Новичкам трудно, - рассказывает руководитель лицея Максим ПРАТУСЕВИЧ (неоднократный победитель и призёр смотра «Директор школы России». - Ред.). - Как так, в прежней школе имел одни пятёрки, здесь - тройки. Работать надо вдвое больше, результатов на первых порах не видно... В итоге человек десять уходят ежегодно.

И это нормально. Но зато те, кто остаётся, как правило, о школьных годах хранят самые светлые воспоминания.

Зачем нужны «Дебаты»?

Конёк 239-го - сочетание основного образования с дополнительным. В десятках кружков, клубов здесь занимаются до 2 тыс. учеников из лицея и других школ города. Об уровне таких секций говорит, например, то, что кружок «Что? Где? Когда?» ведёт знаменитый Александр Друзь. Туристский клуб «Шаги» - с 1994-го один из лучших в городе. Только этим летом состоялось 22 длительных похода. А роботы, созданные в лаборатории робототехники, победили на Всемирной олимпиаде в Джакарте. Работает городской математический центр. Подростки участвуют и в движении «Поиск», программе «Дебаты», занимаются спортом, часто выезжают за рубеж. Также есть музей, музыкальная студия, клуб бардовской песни, регулярно выпускаются стенные газеты. А знаменитые литературные вторники собирают ценителей слова едва не со всего города. Плюс различные семинары, конференции. Действует местное самоуправление, существует даже лицейская орденская дума. Но зачем детям такая нагрузка? Ведь современный человек может обойтись и без этих познаний. 

- Смотря какую он готовит себе судьбу, - рассуждает Максим Пратусевич. - Если считает, что достаточно просто существовать в социуме, тогда действительно можно ограничиться минимумом. Однако надо понимать: ты, скорее всего, окажешься человеком на вторых ролях, подчинённым, а не принимающим решения. Ведомым, а не лидером. О куске хлеба заботиться не будешь, но и выше не поднимешься. Кстати, многие люди так живут и очень довольны. Однако если у тебя есть амбиции, ты хочешь оставить свой след в мире, совершить научное открытие, написать работы по философии, литературе - надо много и серьёзно учиться.

И школа должна предоставить возможность получить хорошее образование, причём без вложения больших денег.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Как вырастить талант?

Такой подход даёт отличные результаты. Возможно, именно прекрасная математическая база помогла выпускникам лицея Григорию Перельману и Станиславу Смирнову совершить открытия, добиться мирового признания в математике, Алисе Фрейндлих, Борису Гребенщикову, Андрею Толубееву, Ольге Волковой блистать в кино и театре, Наталье Кучинской стать звездой спортивной гимнастики, многократной олимпийской чемпионкой, а Александру Халифману завоевать звание чемпиона мира по шахматам.

Серьёзные требования и к учителям.

- Получить информацию - только первый шаг, - рассуждает Максим Пратусевич. - Второе - научиться её понимать и применять, в том числе в нестандартных ситуациях. А значит, нужен учитель, который разложит тему по полочкам, правильно поставит вопросы и поможет найти ответ. Для этого надо понимать детей, знать их культуру, ценности, настроения. Это требует немало сил и времени, но со звонком урок не заканчивается - в этом отличие хорошего учителя от плохого.

А два года назад осуществилась давняя мечта педагогов и многих людей, занимающихся в Петербурге поисками талантов, - в лицее был открыт интернат для способных к точным наукам детей со всей России. Сегодня там живут и учатся свыше 50 одарённых ребят, однако с каждым годом их становится всё больше.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как перенести приём к врачу?
  2. Когда «Ласточка» поедет в Карелию?
  3. Где провести Новый год?

Где вы будете встречать Новый год?