Елена Данилевич 0 156

Не «проспать» гения. Как раскрыть в одарённом ребёнке лучшие качества?

Нынешнее лето порадовало победами школьников и студентов на международных олимпиадах по точным наукам. Какие же успехи наиболее заметны? И как удержать планку, сохранить за Северной столицей авторитет одного из мировых центров обучения?

Об этом накануне нового учебного года рассказал «АиФ» профессор РГПУ имени Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея № 239 Сергей Рукшин.

- Представители нашего города стали лучшими по целому ряду дисциплин, - подчеркнул учитель Перельмана и Смирнова, тренер, ученики которого завоевали более 90 медалей. - Так, на Азиатской олимпиаде по физике сборная России, куда входили и двое петербуржцев, записала на свой счёт шесть золотых. Отличились наши ребята и на европейских олимпиадах по информатике и лингвистике, получили золото на крупнейшем чемпионате по робототехнике, проходившем в августе в Китае. А на днях, победив на турнире в Торонто, лучшим программистом планеты (по версии Google - Ред.) был признан студент Института точной механики и оптики Геннадий Короткевич. Причём пятый раз подряд. Такого результата не добивался ещё никто в мире. 

Начинать надо с маленькими 

- Для вас, очевидно, самым долгожданным стал прорыв национальной сборной по математике. 

- Наша команда на олимпиаде в Румынии заняла второе место в общекомандном зачёте, обойдя китайцев и уступив лишь сверстникам из США. Итог - 5 золотых и 1 серебряная медаль. Это неофициальный, но очень важный показатель. В своё время золото этого престижного соревнования получали Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, и Станислав Смирнов - лауреат премий Филдса и Салема. Награды высшей пробы присуждались и ныне известным учёным лауреатам премии Салема Фёдору Назарову и Дмитрию Челкаку, три золота получила Евгения Малинникова - лауреат премии Института Клэя. Трёхкратным золотым медалистом был и Николай Дуров, впоследствии помогавший брату Павлу создавать социальную сеть «ВКонтакте». Однако затем, после 2010-го, начался спад: несколько четвёртых мест, дважды - восьмое... А когда в 2017-м сборная заняла провальное 11-е, в стране задумались, не нужно ли поменять руководство, систему отбора и тренировок команды. 

- Сложившаяся ситуация заставила обратить серьёзное внимание и на подготовку одарённых ребят в целом по стране. В Петербурге она по-прежнему на высоте, чего не скажешь о некоторых других регионах. На таланты не обращают внимания? 

- Давайте разбираться. В том же Ленинграде-Петербурге способных к математике мальчиков и девочек стали искать ещё в довоенное время. Напомню, что первая олимпиада в Советском Союзе была именно математическая, и прошла в Ленинграде в 1933-1934 учебном году. Причём начинали в 5-6-х классах. Сегодня же система всероссийских соревнований, которую поддерживает министерство, охватывает только старшие 9-11-й. Считаю это стратегически неверным. Наш Город-
ской математический центр для одарённых школьников, созданный мною в 1975-м, всегда старался обнаружить таланты как можно раньше. Ещё в 1993 году мы провели первую открытую олимпиаду для учащихся не старше 5-го класса. 

Тогда меня ругали: зачем возиться с «мелкотой». Но опыт показывает: начинать надо именно с маленькими - это единственный способ не «проспать» гения. Когда же талантливый ребёнок попадает к специалистам только в старшем возрасте, время может быть упущено. Также учтём, что сегодня гораздо раньше приходят и в профессию. А значит, игнорируя «малышей», рискуем потерять целый пласт будущих выдающихся инженеров, конструкторов, математиков. 

Ориентир… на слабых?

- На поиск «звёздочек», утверждают эксперты, должна работать и общая обстановка в стране. В первую очередь, популяризация науки среди школьников, подъём математики в регионах. Как вы думаете, почему порой происходит наоборот?

- На одном из заседаний общественного совета при Минобрнауки, в состав которого входил и я, обсуждались результаты финалов Всероссийской олимпиады. Выяснилось, что по некоторым предметам не представлены более 30 субъектов Федерации. То есть из целого региона ни один человек не прошёл в заключительный тур. Я предлагал создать центры работы с одарёнными детьми и сеть президентских лицеев хотя бы в восьми федеральных округах. Однако, к моему удивлению, коллеги решили иначе. Большинство проголосовали за то, чтобы «слабым»… просто понизить требования. Таким образом, выполнив упрощённые задания, школьники смогут пройти в финал Всероса и проблема будет решена. Позор!

- Со способными детьми непросто работать. Чтобы раскрыть в воспитаннике лучшие стороны наставник тоже должен быть личностью. Практика показывает, что таким требованиям соответствуют не все...

- Педагогов, готовых искать таланты и обучать их по современным методикам - дефицит. Да, в обеих столицах, крупных городах незаурядных школьников уже берут под крыло: учат по новым, часто индивидуальным программам, открывают специализированные интернаты. Один из таких работает и при нашем 239-м лицее, там занимаются свыше 50 ребят со всей страны. Но этого мало. Для решения задачи в РГПУ им. Герцена предполагается создать институт, который будет заниматься подготовкой и переподготовкой педагогов по работе с одарёнными детьми. Надеюсь, это поможет снять проблему.

Умным быть модно

- У нас как-то забывают, что за талантливым воспитанником часто стоит Учитель с большой буквы. А предусмотрены ли награды, поощрения для педагогов «золотых» учеников?

- Это один из больных вопросов. Упускается, что когда старшеклассники побеждают, они уже пять-семь лет занимаются в кружках, матцентре под руководством опытных тренеров. Кстати, эту тему затронул на встрече Владимира Путина в центре для одарённых детей «Сириус» и воспитанник нашего лицея Миша Иванов. Мальчик спросил прямо: почему педагоги, подготовившие победителей и призёров международных олимпиад, не получают почётного звания «Заслуженный учитель России»? Глава государства ответил, что, по-видимому, произошёл системный сбой. Согласен с президентом. Иначе чем объяснить, что некоторые методисты нашего математического центра, выпустившие уже более десятка чемпионов самого высокого уровня «всего лишь» ПДО - педагоги дополнительного образования. А ведь такой наставник уникален, его опыт шлифуется десятилетия. 

В Петербурге есть своя премия за подготовку победителей и призёров всероссийских и международных турниров. За это городу большое спасибо. Но здесь необходимо именно государственное признание, позволяющее рассчитывать не только на поощрения и награды, но и условия работы, что не менее важно. Потому что педагог, обеспеченный всем необходимым, сможет вырастить больше талантливых учеников.

- Социологи советуют не упускать и ещё один серьёзный момент. Помимо поддержки семьи, государства, надо по-хорошему раскручивать в медиа и образ умного школьника. Не «ботаника», а ребёнка с массой интересов, который живёт насыщенно и ярко. 

- Кстати, многие победители нынешней международной математической олимпиады как раз такие ребята. Занимаются спортом, любят Диккенса и Толстого, разбираются в живописи и музыке. И их успех даже в дальних краях разбудит таланты, которыми так богата страна. Напомню: в 2020-м году в Петербурге пройдёт Международная математическая олимпиада для школьников. Это - очередное признание России как страны, где умеют работать с одарёнными детьми. Хороший стимул для всех ребят проявить максимум своих способностей. Перспективы обнадёживающие. Теперь важно не снизить планку. 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Из чего состоит соль?
  2. Можно ли красить ногти перед родами?
  3. У «Балтийской» появится второй выход?

Как вы будете искать аптеку в незнакомом районе?