aif.ru counter

Какао для силы и средство от кривого носа. 14 старинных рекламных плакатов

SPB.AIF.RU выяснил, как производители рекламировали свою продукцию на рубеже XIX и XX веков.

В середине XIX столетия фабриканты поняли, что успех товара во многом зависит от рекламы. Кондитерские, табачные, машиностроительные заводы начали активно продвигать свою продукцию с помощью плакатов. 

Первая подобная реклама в Петербурге была красочной, яркой и зачастую забавной: главной задачей продавцов было привлечение внимания прохожих на улицах. Специально для этих целей на Невском проспекте была основана фирма, которая занималась созданием плакатов. Художники компании выпускали настоящие шедевры изобразительного искусства, а рекламщики использовали в своей работе самые смелые и неожиданные приемы.

Табак

Первыми заказчиками рекламных плакатов в Петербурге и Москве XIX столетия стали производители табака и папирос. Как правило, на всех плакатах изображались счастливые люди. В зависимости от цены товара менялись типажи героев. Так, на плакате дорогих папиросных гильз был нарисован модный коммивояжер, папиросы для среднего класса «Дессерт» рекламировала импозантная женщина с глубоким декольте, а на плакате дешевых папирос «Нарзан» были изображены длиннобородый дедушка с маленьким внуком, держащим пачку папирос в руках. Надпись гласила «устами младенца»: «Дедушка, кури «Нарзан»!».

Табак рекламировали счастливые курильщики. Фото: Архивное фото

Алкоголь

Художники, рисовавшие рекламные плакаты, шли на самые неожиданные решения. Так, в конце XIX века на одной из афиш был изображен официант в виде пивной бочки с головой-блином. Он разносил целые подносы пива. Позже на плакатах бутылки с пивом в Петербург доставлял аэроплан. В начале XX столетия производители алкоголя решили объединить сразу две разных рекламы в одном плакате. В то время в Зоологическом саду города поселились два слона – Бетти и Жолли. Рекламщики изобразили на плакате слона, держащего в хоботе бутылку с коньяком. Были и менее творческие плакаты – например, на одном из них официант открывал многочисленные бутылки с алкоголем.

Производители алкоголя объединили рекламу коньяка и зоопарка. Фото: Архивное фото

Медицина

Значительную долю среди рекламных плакатов занимали медицинские объявления. Как и в наше время, часть подобных объявлений давали шарлатаны. Так, в центре Петербурга красовались огромные плакаты, рекламирующие средство для роста волос за одни сутки, капли для привлечения противоположного пола, ботинки для исправления осанки, пилюли для экстренного похудения и приборы для исправления «уродливых носов».

Врачи предлагали доверчивым людям исправить их кривой нос. Фото: Архивное фото

Конфеты

Реклама сладостей в XIX веке также отличалась оригинальностью. Так, на плакате конфет «Би-б-бо» был размещен одноименный персонаж – кукла-марионетка, которая большая подходила для запугивания детей и взрослых, чем для их привлечения. Однако королем абсурда стал плакат, рекламирующий конфеты «Раковые шейки». На нем изображен рак-официант, обслуживающий рака-посетителя. Официант несет гостю на подносе вареных раков, посыпанных карамельками. Съел ли рак посетитель своих вареных собратьев – не уточняется.

Официант преподнес раку-гостю вареных собратьев с конфетами. Фото: Архивное фото

Галоши

Монополистом на рынке резиновых изделий в то время была компания «Треугольник». Фирма смело заявляла со всех плакатов, что их галоши – лучшие в мире. В доказательство этому галоши на плакате держал в руках русский витязь. Позже компания решила вернуться к реализму, ведь в Петербурге без этой обуви было, как без рук. На афише трое людей и озадаченный мопс прячутся от дождя под рекламным стендом с изображением галош. Сами они обуты в легкие ботинки, поэтому не могут покинуть свое укрытие. Пожалуй, «Треугольник» была единственной фирмой, которая могла бы процветать и без рекламы: галоши в городе на Неве были необходимы абсолютно всем.

В Петербурге без галош было не обойтись. Фото: Архивное фото

Страхование

В конце XIX столетия в стране стали появляться первые страховые общества – это было обусловлено развитием железной дороги. Обычно на рекламных плакатах страховых компаний молодая девушка или женщина с ребенком на руках махала платком уходящему поезду. После появления такой рекламы некоторые люди, застраховавшие свое здоровье,  пытались решить финансовые проблемы ценой лишения рук и ног, бросаясь под поезд подобно Анне Карениной.

После рекламы страховых фирм происшествия на железной дороге участились. Фото: Архивное фото

Печенье

На рекламе печенья всегда изображались дети. На плакатах они уплетали сладости за обе щеки, катили печенье по траве, кормили им крокодилов и взбегали по лестнице из печенья. Самым эффективным стал плакат компании «Эйнем». На нем изображена девочка, перешагивающая через реку, чтобы добыть себе любимое лакомство. Надпись на плакате гласила: «Мой первый шаг за печеньем Эйнем». В результате печенее стало очень популярным в Петербурге и в Москве.

В рекламе печенья использовали образы детей. Фото: Архивное фото

Зубная паста

В начале XX столетия зубную пасту «Хлородонт» на плакатах рекламировали улыбающиеся юные красавицы, однако это не приносило компании успеха. Производители пасты долго думали и наконец догадались сыграть на контрасте и разместить на рекламном плакате темнокожего молодого человека, демонстрирующего «голливудскую» белозубую улыбку. Продажи «Хлородонта» сразу же подскочили.

Никто не отрекламирует зубную пасту лучше темнокожего молодого человека. Фото: Архивное фото

Какао

Предприниматель Георгий Борман, владевший в конце XIX века кондитерским производством, слыл настоящим гением маркетинга. Его компания тратила десятки тысяч в год на красивую упаковку для своей продукции. Именно Борман придумал новый прием для увеличения продаж – он стал размещать на шоколадках портреты русских царей и их краткую биографию.

Некоторые люди верили, что секрет силы Геракла заключался в какао. Фото: Архивное фото

Петербуржцы настолько доверяли торговой марке «Жорж Борман», что, когда фирма выпустила какао с изображением борющегося со львом Геракла и надписью «В питании сила», многие поверили, что источником силы мифического героя было именно какао, и люди покупали напиток в надежде увеличить мускулатуру.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что произошло на заводе «Авангард» под Петербургом?
  2. Когда откроют съезд с КАД?
  3. Эпидемия гриппа началась?

Сделали ли вы прививку от гриппа?