Мария Соколова 0 431

Машины из Императорского гаража. Какими были первые русские автомобили

107 лет назад, 28 августа 1910 года, был дан старт грандиозному автопробегу Санкт-Петербург — Неаполь — Санкт-Петербург, в ходе которого неожиданные результаты показали отечественные автомобили «Руссо-Балт».

«Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.
«Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. © / Commons.wikimedia.org

Знаменитая фраза Николая Васильевича Гоголя о любви русских к быстрой езде прошла проверку десятилетиями и даже столетием. В конце XIX, когда в обществе страсть к моторам только набирала обороты, российские инженеры и конструкторы с азартом включились в процесс, стремясь создать крепкие, надежные автомобили. И им это удалось: в начале XX века продукция отечественного автопрома славилась не только в России, но и за рубежом, удостаивалась хороших оценок заграничных экспертов. Российские автомобили показывали достойные результаты в ходе международных пробегов и соревнований. А машины марки «Руссо-Балт» приобретали августейшие особы и первые лица Российской империи.

«Первый русский»

Настоящим пионером автомобилестроения в России стал лейтенант Евгений Яковлев. После службы на флоте молодой человек начал работу над двигателями внутреннего сгорания, поставив перед собой цель -  переделать газовые двигатели системы Отто на жидкое топливо. Несмотря на то, что первые опыты оказались неудачны (двигатель был слишком тяжелым), Яковлев продолжал эксперименты, пока в 1889 года не добился успеха. Новость о создании новейшего двигателя привлекла внимания Русского общества естествоиспытателей, которое пригласило инженера выступить на одном из съездов. В результате разработка заинтересовала Дмитрия Менделеева, который предложил выставить новинку в своей лаборатории. 

Это был успех. Яковлеву стало поступать множество заказов. Вскоре его мастерская уже не могла справляться с таким наплывом желающих. В итоге в апреле 1891 года в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице он основал завод, объем выпуска которого составлял несколько десятков двигателей в год. Через два года новатор смог представить на международной выставке Чикаго уже двигатели внутреннего сгорания на жидком топливе, построенные на Первом русском заводе газовых и керосиновых двигателей.

Историки отмечали, что Яковлев был настоящим патриотом и старался, чтобы на заводе использовались только отечественные материалы. Не прибегал он и к помощи зарубежных специалистов, утверждая на должности управителя заводом и инженера-технолога только уроженцев Российской империи.

в мае 1896 года Фрезе вместе с Яковлевым создал Первый российский автомобиль.
В мае 1896 года Фрезе вместе с Яковлевым создал Первый российский автомобиль. Фото: Commons.wikimedia.org

В Чикаго произошла встреча, которая изменила жизнь инженера. Он познакомился с дворянином Петром Фрезе, вместе с которым решил построить первый российский автомобиль. На воплощение проекта компаньонам потребовалось три года.

Уже в мае 1896 г. в петербургской газете «Новое время» появилось сообщение, что в начале месяца в окрестностях Петербурга был испытан первый русский автомобиль «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева»,

Через пару месяцев машина была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что автомобиль был почти в два раза дешевле, чем те модели, которые продавала в России фирма Бенца, новинка ажиотажа не вызвала.

По сохранившимся данным, цена машины Яковлева и Фрезе составила 1500 рублей. Лошадь в те годы можно было купить за 50 рублей…

Евгений Яковлев так и не дождался того момента, когда его изобретение заполонило  улицы российских городов. Он скончался в 1898 году в возрасте 41 года.

После его смерти завод был переориентирован, а в 1910 году Петр Фрезе продал его Русско-Балтийскому заводу, который специализировался на производстве вагонов, сельскохозяйственных машин, кораблей и самолетов, а в 1908 году создал в Риге автомобильный отдел.

XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Нижний Новгород. 1896 год.
XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Нижний Новгород. 1896 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Звездное время «Руссо-Балта»

Стоит отметить, что до сделки с Фрезе на Русско-Балтийском вагонном заводе было начато производство первой серийной модели автомобильного отдела – «С24/30», в которой 24 означала мощность двигателя в лошадиных силах, а вторая цифра — максимальную мощность. 

Вскоре после выпуска модель была подвергнута серьезным тестам. К примеру, автомобиль за 8 часов преодолел расстояние в 600 верст, направляясь из Риги в Санкт-Петербург. Автомобили «Руссо-Балта» показывали высокие ходовые качества. Они с честью выдерживали конкуренцию с заграничными моделями, неоднократно участвуя в разного рода автопробегах. За 4 года, с 1910 по 1914, модели «Руссо-Балт» были представлены на 16 крупных соревнованиях, в 5 выставках, в том числе и в двух международных автомобильных салонах.

Автомобиль «Руссо-Балт», принимавший участие в автопробеге 1909 года  Петербург–Рига–Петербург.
Автомобиль «Руссо-Балт», принимавший участие в автопробеге 1909 года Петербург–Рига–Петербург. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1910 году машины удостоились большой золотой медали на Международной автомобильной выставке в Петербурге, получили Большую золотую медаль на Воздухоплавательной выставке 1911 года и первый приз за пробег Петербург-Севастополь. На Царскосельской юбилейной выставке продукция завода также получила самые высокие оценки.

Международные судьи были приятно удивлены показателями машин. Модели «Волго-Балта» получили первые призы за выносливость во время пробегов Петербург-Монако и Москва–Сан-Себастьян. Более того, «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.

Модели «С» стали своеобразным хитом завода. За всю историю было выпущено 347 экземпляров. Для сравнения за 6 лет было выпущено около 140 автомобилей модели «К» - более простых в техническом плане.

Стоит отметить, что существовали и зимние варианты. Например, модель «С24/40» оснащали лыжами и резиновыми гусеницами, чтобы она могла передвигаться в сложных погодных условиях.

Руссо-Балт С24/40 Кегресс (1913)
Модель С24/40 могла передвигаться на снегу (1913). Фото: Commons.wikimedia.org

Хобби элиты

Несмотря на то, что российские автомобили имели хорошую репутацию, они были недоступны  широкому кругу автолюбителей.

Одним из факторов, которые делали автомобили «Руссо-Балт» не такими привлекательными для покупателей, была цена. Дело в том, что они стоили практически так же, как модели известных в то время «Рено» и «Опель». За модели класса «К» не каждый мог выложить 5000 рублей, ну а за модель «С» - целых 7000. Такие цены в те годы не решались заломить даже титаны зарубежного автопрома.

В итоге позволить такую роскошь могли себе в Российской империи считанные единицы.  Так, к примеру, автомобилями увлекался Великий князь Михаил Александрович, который взял под свое покровительство Русское автомобильное общество — первое национальное объединение автомобилистов России, созданное в Петербурге в 1903 году.

Попасть в общество было не так просто – для этого требовались рекомендации не менее двух действительных членов. К тому же называться членами РАО стоило немалых денег. Годовой членский взнос составлял 100 рублей, а за вступление также нужно было внести сразу около 50 рублей. В качестве бонусов автомобилисты получали возможность покупать со скидкой бензин и масла, а также ремонтировать автомобиль. 

Модель С-24/55 перед стартом ралли в Монте-Карло (1912 год)
Модель С-24/55 перед стартом ралли в Монте-Карло (1912 год) Фото: Commons.wikimedia.org

Известно, что владельцами автомобилей «Руссо-Балт» были великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын и банкир Алексей Путилов. Не устояла перед веянием моды и внучка Александра II – великая княжна Мария Павловна. В ее распоряжении был  экземпляр модели К12-20 с шасси № 4 II серии.

Всего, по данным историков, автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге отключат фонтаны?
  2. Можно ли пить воду из скважины?
  3. Что петербуржцы покупают в Сети?

Что для вас значит правильное питание?