aif.ru counter

«Обреченная». Как княгиня Шаховская стала первой женщиной-военным летчиком

Жизнь этой удивительной особы была полна приключений. Она вошла в число первых женщин-авиаторов, ее подозревали в госизмене, судили за шпионаж и ссылали в монастырь. SPB.AIF.RU вспоминает судьбу княгини Шаховской.

Авиаторы Евгения Шаховская и Всеволод Абрамович.
Авиаторы Евгения Шаховская и Всеволод Абрамович. © / Commons.wikimedia.org

Жизнь этой удивительной особы была полна приключений. Она вошла в число первых женщин-авиаторов, ее подозревали в госизмене, судили за шпионаж и ссылали в монастырь. SPB.AIF.RU вспоминает судьбу княгини Шаховской. 

«Сильное ощущение - лететь над пустыней, сеять смерть с высоты 500 метров и слышать, как жужжат мимо пули охотящихся за нашим аэропланом неприятельских стрелков. Даже погибнуть при таких условиях - красивая смерть, а все равно я погибну рано или поздно. Я - обреченная», - заявила в одном интервью княгиня Шаховская, собираясь добровольцем на Итало-турецкую войну 1911-1912 годов.

Уже тогда ее фамилия была известна как в России, так и за рубежом. В августе 1911 года она получила в Германии диплом пилота, став официально одной из первых женщин-авиаторов. Правда, «сеять смерть в лагере неприятеля» в то время ей так и не удалось – энергичную даму не пустили на войну, но ее фраза про гибель стала в некотором роде пророческой.

Неудержимая

Евгения родилась успешного купца Михаила Андреева.
Евгения родилась в семье успешного купца Михаила Андреева. Фото: Commons.wikimedia.org

Евгения Шаховская была привлекательна, обеспечена и хорошо образована. Дочь успешного купца Михаила Андреева могла пополнить число светских львиц начала XX века, но ей была скучна атмосфера богемного Петербурга, хотя, по словам современников, она обладала замечательным голосом и прекрасно исполняла романсы. Даже удачное замужество, давшее ей княжеский титул, не смогло удержать выпускницу Смольного института благородных девиц от головокружительных авантюр.  Художественно-литературным салонам она предпочитала мастерские. Злые языки поговаривали, что она изменяет мужу с моторами. Но известно, что еще до замужества она управляла автомобилем. Брак с инженером Шаховским не изменил ее привычек. Евгения принимала участие в автогонках в Европе, самостоятельно чинила машины и давала дельные советы заядлым автомобилистам. В числе ее увлечений значилась также верховая езда и стрельба из огнестрельного оружия.

Ее жизнь изменилась весной 1910 года, когда на первой авиационной неделе в Петербурге она увидела выступление Николая Попова, высококлассного лётчика, который неоднократно участвовал в показательных выступлениях во многих городах России и странах Европы. Евгения видела, как Попов на биплане «Райт» установил рекорд высоты - 600 м.

Это зрелище поразило ее воображение, и она «заболела» небом. Стоит отметить, что семейная жизнь Евгении к тому моменту дала трещину, и с князем она поспешила оформить развод.

Первым инструктором Шаховской стал Владимир Лебедев, который научил ее управлять учебным «Фарманом». Дальше княгиня отправилась в Германию, где продолжила обучение в Йоханнистале. Ее наставником стал Всеволод Абрамович. Некоторые историки утверждают, что их связывало не просто увлечение воздухоплаванием. Княгиня была влюблена в авиатора, который возглавлял компанию «Райт» в Германии. Он был не только талантливым авиатором, но и инженером: он усовершенствовал моторы этой фирмы, создав новую конструкцию аэроплана – «Райт-Абрамович».

Шаховская со своим учителем Лебедевым.
Шаховская со своим учителем Лебедевым. Фото: Commons.wikimedia.org

После его обучения Евгения Михайловна сдала в августе 1911 года экзамены и получила диплом. После она стала пилотом-сдатчиком и инструктором аппаратов «Райт» в Германии, под началом Всеволода Абрамовича.

Новая эффектная авиатресса привлекала внимание прессы. В одной из публикаций она рассказывала о своем увлечении: «Авиация не трудна - не требует ни физической силы, ни особенных познаний.  Она только опасна, но если человек пренебрегает этим обстоятельством, то авиация не является чем-то особенным».

В 1913 году произошло то, что заставило изменить ее мнение.

Биплан, которым управляла Шаховская и Абрамович,  поднялся в небо йоханнистальского аэродрома. Когда он находился на высоте 8 метров, аппарат попал в воздушную воронку. Евгения попыталась выровнять его, но не справилась с управлением - биплан рухнул на землю. Всеволод Абрамович получил тяжелейшие травмы, не совместимые с жизнью. Шаховской повезло – после авиакатастрофы ей даже не понадобилась помощь медиков. Смерть близкого человека разбила ей сердце – княгиня заявила, что после случившегося больше не будет летать.

 Евгения на аэродроме в Санкт-Петербурге
Евгения на аэродроме в Санкт-Петербурге в 1912 году Фото: Commons.wikimedia.org

В бой!

Сдерживала свое обещание она около года.  В 1914 году, после того как Германия объявила войну России, она предложила свои услуги военного авиатора. Но ей отказали. После того, как княгине объяснили, что это невозможно, она поступила сестрой милосердия в санитарный поезд имени Великой княжны Анастасии Николаевны. Смиряться с положением дел было не в ее характере – она продолжила писать письма, настаивая и убеждая, что ее навыки авиатрессы будут полезны на фронте. В конце концов, Николай II удовлетворил ее просьбу.

«Известная летчица княгиня Шаховская, по сдаче соответственного испытания, принята в число военных летчиков и отправляется в действующую армию. Она будет первой женщиной военным летчиком», - писал журнал «Искры» в ноябре 1914 году.

Шаховская Евгения Михайловна. В действующей армии, 1915 год
Шаховская Евгения Михайловна. В действующей армии, 1915 год Фото: Commons.wikimedia.org

Получив офицерский чин прапорщика, она оказалась в 1-м армейском авиаотряде. Вокруг Шаховской ходило много сплетен. Одни злословили о ее многочисленных романах с офицерами, другие припоминали ее прошлое в Германии и намекали на государственную измену. В итоге княгиня была арестована и предстала перед судом по подозрению в шпионаже.  Часть историков сходятся во мнении, что дело в отношении нее было сфабриковано, тем не менее авиаторшу приговорили к смертной казни. Избежать расстрела Шаховской удалось благодаря Николаю II, который заменил казнь на пожизненное заключение в одном из монастырей.

Но в заточении неисправимой авантюристке не пришлось долго находиться. Прогремевшая в стране Февральская революция освободила «обиженных» прежней властью, и обвиненная в шпионаже Евгения вышла на свободу.

Убита «в порядке самообороны»

Начавшаяся смута в жизни привела Шаховскую в Губернскую чрезвычайную комиссию: Бывшая княгиня стала следователем в Киевской ГубЧК. По воспоминаниям людей, знавших ее в тот непростой период, Евгения пристрастилась к алкоголю и запрещенным препаратам. Она была озлоблена и жестока. Сохранилась информация, что молодая женщина лично проводила допросы и принимала участие в казнях. Трагическая развязка произошла осенью 1920. Во время конфликта она была же застреляна своими же «коллегами». По одной из версий, это было сделано «в порядке самообороны».

В то время Евгении Михайловне был 31 год.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что произошло на заводе «Авангард» под Петербургом?
  2. Когда откроют съезд с КАД?
  3. Эпидемия гриппа началась?

Сделали ли вы прививку от гриппа?