Яна Хватова 1 1837

Подвиг «Русского витязя». Как Сикорский совершил прорыв в мировой авиации

Инженер сконструировал многомоторный самолет, который стал основоположником всех авиалайнеров и бомбардировщиков.

Сикорский и самолет
Сикорский и самолет "Гранд". © / Public Domain

26 мая 1913 года в небо поднялся первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь». Он парил в воздухе, развивая скорость до 100 километров в час и делая крупные виражи на глазах у изумленной публики. Это воздушное судно, созданное инженером Игорем Сикорским, открыло абсолютно новое направление в авиации – тяжелое самолетостроение – и стало родоначальником всех пассажирских авиалайнеров, транспортных самолетов и бомбардировщиков в мире. О том, как молодой российский инженер начал новую главу в истории авиации – в материале SPB.AIF.RU.

Назло критикам

Игорь Сикорский совершил настоящий прорыв в мировой авиации.
Игорь Сикорский совершил настоящий прорыв в мировой авиации. Фото: Public Domain

Первыми самолетами, построенными изобретателем Игорем Сикорским, были монопланы – воздушные судна с одной несущей поверхностью и одним крылом. Уже тогда инженер понимал, что будущее за большими летальными аппаратами. Он решил создать самолет с несколькими моторами: если один выйдет из строя, остальные продолжат работать, и самолет останется в небе. Когда Сикорский озвучил свою идею, многие подняли изобретателя на смех: считалось, что большой самолет вообще не способен взлететь. В молодого инженера поверил лишь Михаил Шидловский, глава Русско-Балтийской вагонной компании. Он одобрил замысел Сикорского, и работа по строительству первого в мире четырехмоторного самолета закипела.

Энтузиасты трудились по 14 часов в сутки, и в марте 1913 года общая сборка самолета по чертежам Сикорского была завершена. Изобретатель дал своему творению имя «Гранд», что означает «большой». Летательный аппарат полностью оправдывал свое название: он превосходил по размерам и весу все самолеты, которые когда-либо были построены. Взлетный вес гиганта составлял более 3 тонн, а размах верхнего крыла – 27 метров. Сам самолет достигал 20 метров в длину. Поднять такую махину в воздух должны были четыре мощных двигателя по 100 лошадиных сил каждый.

Первый полет

Вопреки недоверию критиков, сам Сикорский был уверен: «Гранд» сможет не только взлететь сам, но и поднять груз более 700 килограммов. Внутри самолет тоже кардинально отличался от своих предшественников. Он был оснащен первой в мире закрытой кабиной для экипажа и салоном с 4 местами для пассажиров. Сикорский предусмотрел даже возможность ремонта борта прямо во время полета. Для этого он оборудовал боковые выходы, которые обеспечивали экипажу доступ к двигателям. Непохожий ни на одну модель самолет стал новым словом не только в российской, но и в мировой авиации.

Утром 26 мая 1913 года самолет «Гранд» поднялся в небо с луга, примыкавшего к Корпусному аэродрому Петербурга. Сикорский нисколько не сомневался в своем творении, поэтому первым взошел на борт. Вместе с инженером в полет отправились 4 пассажира. Весь луг был заполнен взбудораженными зрителями, которые, не отрывая глаз, следили за летающей громадой: упадет или нет? На глазах у восторженной публики «Гранд» поднялся на высоту около 100 метров и в течение получаса парил в воздухе, развивая скорость до 100 километров в час  и выполняя крупные виражи. Триумф российской авиации состоялся назло всем критикам и злопыхателям. После этого полета Сикорский доработал аппарат и дал ему новое имя – «Русский витязь». Через два месяца после грандиозного зрелища на аэродроме борт установил новый рекорд по продолжительности полета, поднявшись в небо на 1 час 54 минуты.

Новая глава в авиации

«Русский витязь» стал настоящим прорывом в авиации и родоначальником пассажирских, транспортных самолетов и даже бомбардировщиков. Руководствуясь опытом создания первого многомоторного борта, через год Сикорский создал первый в мире пассажирский самолет, который назвал «Ильей Муромцем». Этот аппарат отличался повышенной комфортностью. Здесь было все то, что есть в современных самолетах: освещение, отопление, санузел и даже спальные комнаты для пассажиров. Обогрев салона производился за счет выхлопных газов двигателей.

"Русский витязь" поднялся в небо, несмотря на недоверие критиков. Фото: Public Domain

Когда надежность тяжелых самолетов была полностью доказана, их стали использовать для военной разведки, а также в качестве бомбардировщиков. В 1915 году, во время Первой мировой войны, российские летчики на «Илье Муромце» совершили бомбардировку железнодорожной станции у горы Пилленберг.

С приходом к власти большевиков авиастроение в России перестало развиваться, и Сикорский был вынужден эмигрировать в США, где стал генеральным конструктором крупной самолетостроительной компании. По воспоминаниям современников, инженер долгое время скучал по Родине и гордился тем, что именно в России сконструировал «Русский витязь» – самолет, который перевернул мировое представление об авиации.

"Илья Муромец" стал первым пассажирским самолетом. Фото: Public Domain

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Naumoff
    |
    20:34
    28.05.2017
    0
    +
    -
    Хорошая статья - только здесь почему-то не указано, что Сикорский был упрямым традиционалистом, не желавшим признавать свою неправоту. В то время, как все конструкторы перешли на "традиционные" колесные шасси, он по-прежнему лепил на все свои проекты тяжелую колесно-лыжную конструкцию, которая серьезно влияла на аэродинамику и из-за которой часто случались аварии. Вдобавок, это была переделка в военный самолет из гражданского - что тоже не улучшало итог. И не указано, что "Гранд" и "Муромец" были прорывными машинами - но оставались ими очень короткое время. В то время как "развитая" промышленность Царской России еле-еле, со скрипом, выпустила к 1917 году 76 машин (из которых военными машинами была, дай бог, половина) с бомбовой нагрузкой в 500 кг максимум, англичане и немцы к этому же времени сотнями выпускали "Хенли-Пейджи", "Готы"и "Бранденбурги" с нагрузкой до 1,5-2 тонн Но, конечно, же, как не облизать очередной раз Россию, Которую Мы Потеряли?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что узнали стоматологи о Николае II?
  2. Почему борщ стал дороже?
  3. Снесут ли дом Цоя?

Для вас «Красное озеро» - это: