Денис Данилов 0 3608

Триумфальный зодчий. 10 лучших сооружений архитектора Василия Стасова

Со дня рождения одного из самых деятельных архитекторов XIX века прошло 246 лет. SPB.AIF.RU вспоминает знаменитые проекты Василия Стасова.

Один из самых знаменитых зодчих в истории Северной столицы Василий Стасов родился 4 августа (24 июля) 1769 года в Москве. Юноша обучался в гимназии при Московском Университете, после окончания которой в 1783 году поступил учеником архитектора в Управу благочиния, где изучал школы ведущих мастеров. В начале XIX века Стасов стажировался во Франции, Италии и Англии, а по возвращению поступил в ведение «Кабинета Его Императорского Величества». Там он получил возможность принимать участие в крупнейших проектах, проводимых государством.

Постройки зодчего известны во многих российских городах, но градостроительный талант архитектора по-настоящему раскрылся в Санкт-Петербурге. SPB.AIF.RU вспомнил 10 знаменитых проектов Василия Стасова.

Императорский Царскосельский лицей

Царскосельский лицей, где учился поэт Александр Пушкин. Фото: www.russianlook.com

Школа, которая известна, прежде всего, тем, что воспитала поэта Александра Пушкина, находилась в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Над созданием флигеля по разным данным в 1790-х годах потрудились Илья Неелов или Джакомо Кваренги.

Василий Стасов значительно перестроил его в 1811 году. Именно после этого четырехэтажный флигель и приспособили под нужды привилегированного высшего учебного заведения для детей дворян.

В настоящее время там находится музей, где посетителям рассказывают, как жили и учились великие выпускники престижной школы Российской империи.

Здание Российской Академии

Здание Российской Академии на Васильевском острове. Фото: Commons.wikimedia.org/ Peterburg23

Согласно указу императрицы Екатерины II от 30 сентября 1783 года была основана Российская Академия – научное учреждение, которое занималось вопросами отечественного языкознания и литературы. Первоначально академия размещалась на левой стороне Фонтанки за Обуховым мостом, в бывшем доме почтмейстера Аша.

В 1800 году каменное одноэтажное здание, в котором проходили заседания Российской Академии, передается Военно-сиротскому дому. Академии отводится участок на Первой линии Васильевского острова.

В начале мая 1802 года Российская Академия приступила здесь к постройке каменного дома по проекту опытного зодчего Андрея Михайлова. Архитектор задумал возвести на Первой линии центральный корпус и два симметричных флигеля по сторонам. Через два года построили двухэтажное академическое здание с повышенной средней частью, акцентированной ионическими пилястрами и фронтоном. Его кровлю и фронтон венчали пять статуй Аполлона и муз. Четыре барельефа над окнами боковых двухэтажных крыльев изображали Гения, Рассуждение, Достоинство и Славу. Львиные маски на замковых камнях первого этажа дополняли художественное убранство.

Симметричные двухэтажные флигели за неимением средств возвели лишь в 1812 году по проекту архитектора Стасова. Следуя его замыслу, соорудили ограду с воротами между главным домом и флигелями, во дворе построили связанный с ними полуциркульный одноэтажный служебный корпус. Для Стасова этот проект и вовсе стал первым общественным зданием, построенным в Петербурге.

Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам»

Так выглядели триумфальные ворота в начале XX века. Фото: Архивное фото

На юго-восточной окраине Екатерининского парка в Петербурге, напротив главных ворот Запасного дворца, стоят монументальные чугунные ворота, сооруженные по проекту архитектора  Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Идея памятника и помещенные на воротах слова — «Любезным моим сослуживцам» — принадлежат императору Александру I. Это простой, но бессмертный памятник признательности монарха к военным-сподвижникам, прославившимся на поле битвы.

Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес сооружения равен 100,5 тоннам. Ограда Екатерининского парка, выполненная как и створки ворот по проекту Адама Менеласа, дополняет величие Триумфальных ворот.

Накладки на ограде в виде полукруглых щитов с головами медуз, копьевидные прутья в створках ворот и шестигранные щиты с львиными головами усиливают ощущение мощи и незыблемости.

Предполагалось украсить ворота статуями и военными трофеями, но замысел архитектора Стасова так и не был воплощён.

Ямской рынок

Ямской рынок строили, чтобы поднять качество торговли. Фото: Commons.wikimedia.org/ Пересмешникъ

На территории Ямской слободы в 1790-х годах был открыт рынок, получивший название в честь свое расположения - Ямской. Здесь работало около 40 лавок, торгующих мясом, солью, мукой и другими продуктами. Неудобное размещение торговых мест, антисанитария и грязь вынудили городские власти задуматься над строительством нового здания для рынка.

Автором проекта стал Василий Стасов. Здание было построено в 1817-1819 годах. В новых помещениях были размещены 28 лавок, в основном торгующих мясом. Продовольственная же торговля ушла с Ямского в открытый неподалёку Кузнечный рынок.

Это место встречается в фильме «Собачье сердце», снятом по книге Михаила Булгакова. Именно со ступеней Ямского рынка сходил профессор Преображенский, когда впервые увидел Шарика.

В настоящее время здания Ямского рынка являются памятниками архитектуры и состоят под охраной государства.

Казармы Павловского лейб-гвардии полка

Казармы Павловского лейб-гвардии полка на Марсовом поле. Фото: Commons.wikimedia.org/ Amitola

Строительство здания казарм Павловского лейб-гвардии полка длилось с 1817 по 1821 год. Ранее на этом месте находились ломбард и Воспитательный дом архитектора Юрия Фельтена.

Казармы стали одной из первых в Петербурге значительных работ Василия Стасова. Работая над проектом, архитектор несколько перепланировал и объединил существовавшие тогда постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично первый ярус фельтеновского здания. Вместо четырёхколонного портика, объединяющего верхние этажи у Фельтена, возник десятиколонный портик.

Стасов добавил фронтоны на кронштейнах над окнами по всему ряду второго этажа.

Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных учений, парадов и смотров.

Спасо-Преображенский собор

Знаменитый зодчий восстановил собор после пожара. Фото: Commons.wikimedia.org/ George Shuklin

Один из самых красивых храмов в Петербурге был воздвигнут в период с 1825 по 1829 год. Василию Стасову пришлось восстановить Спасо-Преображенский собор, от которого после крупного пожара остались только стены.

Изначально храм был возведен к 1754 году на бывшей площади Радищева по повелению императрицы Елизаветы Петровны. При Павле I Спасо-Преображенский собор получил почетное название «собор всей гвардии», а спустя несколько лет – в августе 1825 года – постройка полностью сгорела. К счастью, петербуржцам удалось вынести все святыни. Работу по восстановлению доверили Стасову, который возродил храм в стиле ампир. В этом виде Спасо-Преображенский собор дошел до наших дней.

Площадь храма составляет 1180 квадратных метров, высота – 41,5 метра. Фасады оформлены 12-метровыми четырехколонными портиками ионического ордера. Здание завершает световой барабан, увенчанный главным куполом.

Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org/ Florstein

На площади Стачек в Петербурге находится памятник архитектуры стиля ампир - Нарвские триумфальные ворота. В 1834 году они были возведены в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Они были выполнены по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. 

Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги, и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень будущего памятника. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями.

Троице-Измайловский собор

Троице-Измайловский собор, над созданием которого Стасов работал после наводнения старой церкви. Фото: Commons.wikimedia.org

Недалеко от места, где сейчас стоит здание с синими куполами, в июле 1733 года располагался походный храм-шатер лейб-гвардии Измайловского полка. Спустя 21 год здесь заложили деревянную пятиглавую церковь. В 1824 году её сильно повредило наводнение, поэтому Василию Стасову было предложено разработать проект каменного храма.

Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Храм освятили в 1835 году.

При советской власти собор закрыли – это произошло в 1938 году. Его хотели снести или перестроить под крематорий. В годы Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал, но город сумел спасти здание и отреставрировать его. Сегодня собор относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Смольный собор

Смольный собор - одно из самых красивых зданий Петербурга. Фото: АиФ/ Екатерина Стекольщикова

Идея построить в Петербурге Смольный собор пришла наследнице царского престола Елизавете Петровне. В 1740-х годах она решила, что хочет провести в тишине и покое последние годы своей жизни. Для этого ей было нужно окружение 120 благородных девиц.

Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектором собора стал Бартоломео Растрелли.

Семилетняя война с Пруссией сильно расстроила планы по возведению собора – стране не хватало денег. Смольный институт открыли только в 1764 году, а над достройкой храма в 1835 году пришлось трудиться Василию Стасову.

Весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко.

Московские триумфальные ворота

Московские триумфальные ворота в Московском районе Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org/ Selemir Grig

На пересечении Московского и Лиговского проспекта расположены Московские триумфальные ворота, которые воздвигнуты в 1838 году по проекту Василия Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны.

По традиции на воротах была помещена надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

В 1936 году Московские ворота были разобраны в ходе планируемого переноса центра города к Дому Советов на Московской площади. В рамках этого проекта воротами собирались украсить планируемый парк.

В 1960 годах ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Из чего состоит соль?
  2. Можно ли красить ногти перед родами?
  3. У «Балтийской» появится второй выход?

Как вы будете искать аптеку в незнакомом районе?