14:06 23/12/2014 Денис Приходько 1 2899

Эскадра богатырей. 100 лет назад появились первые в мире бомбардировщики

Первые в мире бомбардировщики были построены в Петербурге под руководством прославленного инженера Игоря Сикорского.

Российский император Николай II ровно век назад – 23 декабря 1914 года - принял решение о создании эскадры всемирно известных самолетов-рекордсменов, которые получили имя «Илья Муромец». Такой шаг монарха привел к появлению первого в мире соединения, на вооружении которого были тяжелые четырехмоторные бомбардировщики, участвовавшие в битвах в ходе Первой мировой войны. Эту дату также можно считать началом зарождения дальней авиации в нашей стране.

Детище Сикорского

«Илья Муромец» был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в 1913 году. Его создателем стал знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский, изобретатель первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь».

Самолет «Русский витязь» положил начало эскадре бомбардировщиков. Фото: Commons.wikimedia.org

Ранее авиационные эксперты со скепсисом отнеслись к одному из первых творений Сикорского, предрекая ему провал, но полеты прошли успешно. В августе 1913 года воздушное судно, выполненное из древесины и фанеры, пробыло в воздухе почти два часа и установило мировой рекорд по продолжительности полета. «Русский витязь», став прототипом всех в дальнейшем созданных тяжелых самолетов с двигателями, уступил позже свое место «Илье Муромцу».

Молодой инженер Игорь Сикорский тщательно переработал «Русского витязя», оставив только общую схему воздушного судна и коробку крыльев с установленными четырьмя немецкими двигателями «Аргус» в 100 лошадиных сил. Сикорский, совместно с коллегами, смог сделать так, что «Илья Муромец» поднимал вдвое больший вес и взлетал выше, чем его предшественник.

Изначально воздушное судно строили не для армии, а для гражданских целей. «Илья Муромец» смог стать первым в мире пассажирским самолетом.

Постройка первого образца была закончена осенью 1913 года. «Илья Муромец» смог установить ряд мировых рекордов. Уже в декабре он поднял в воздух 1100 кг. Ранее рекордным весом считался груз в 653 кг. В феврале 1914 года самолет взлетает, неся на своем борту 16 человек и собаку – общий вес составил 1290 кг. За штурвалом воздушного судна тогда был Игорь Сикорский.

Инженеры предусмотрели, чтобы на «Илье Муромце» был пассажирский салон, спальные комнаты, ванна и туалет. Решена была даже проблема с освещением и отоплением. Впрочем, на момент создания, грозным бомбардировщиком самолет не был – никакого вооружения нести он не мог.

На службе военно-воздушного флота

Разработка Сикорского не осталась без внимания военных. Они заинтересовались самолетом, который рассматривали как потенциальную боевую единицу. 12 мая 1914 году завод в Петербурге получил заказ сделать для армии 10 воздушных судов. РБВЗ к 1 августа 1914 года, когда началась Первая мировая война, успел построить уже четыре «Ильи Муромца». В сентябре их передали Императорскому военно-воздушному флоту. Уже в начале октября РБВЗ подписал контракт с военными на 32 самолета.

Самолет «Илья Муромец» в ходе тестового полета. Фото: Commons.wikimedia.org

«Муромцы» были нескольких серий. Бомбардировщики «типа Б» оснащались более мощными двигателями, двумя пулеметами, бомбодержателями и даже, пусть и простейшим, но бомбовым прицелом. Согласно заданию военных, воздушное судно должно было нести не менее 164 кг бомб. При этом «Илья Муромец» мог достичь целей в Кёнигсберге, Кракове, Данциге и Познани. В дальнейшем, когда Германия стала противником России в войне, немецкие двигатели «Аргус» прекратили ставить на самолеты, заменив их французскими «Сальмсонами». По поводу их ненадежности своё негодование выражал даже сам Сикорский.

Начиная с седьмого «Ильи Муромца», изготовленного для армии, завод в Петербурге перешел на «тип В». У него уже уменьшили площадь крыльев, улучшили аэродинамику и бомбоблок. Самолет мог нести 500 кг бомб. Инженеры предусмотрели бронезащиту для членов экипажа, бронированные сиденья, жилеты и каски. Первые три такие машины подготовили в конце ноября – начале декабря 1914 года.

Эскадра и маневры

Царь Николай II 23 декабря 1914 года принял решение сформировать эскадры воздушных кораблей из самолетов, сделанных на РБВЗ. Это стало первым в мире соединением стратегической тяжелой авиации. В странах Европы к этому пришли только два года спустя.

Возглавил эскадру генерал-майор Михаил Шидловкий. Ему пришлось переобучать личный состав, поскольку летать на «Муромцах» к тому моменту мог только Сикорский. Самолетам придавалось особое значение, весь летный состав состоял из офицеров и унтер-офицеров. Офицером должен был быть даже бортмеханик. Только позднее на эту должность стали брать мобилизованных инженеров или студентов высших технических учебных заведений. В целом, эскадра имела большой штат летного и наземного состава, собственные ремонтные мастерские, склады, подразделения связи, летную школу, автопарк, метеослужбу и зенитную артиллерию.

Шидловский смог подготовить эскадру к боевому вылету к февралю 1915 года. С площадки у городка Яблонна в Польше 14 февраля «Муромцы» поднялись в воздух, чтобы атаковать железнодорожную станцию Вилленберг в Восточной Пруссии, но цели не нашли. Только на следующий день бомбардировщики нанесли удар. В результате на станции в Австрии были разрушены железнодорожные пути, здание, уничтожен подвижной состав и живая сила противника. Во время этого налета экипаж впервые осуществил аэрофотосъемку разрушений, которые получили позиции врага. Далее эскадры начали регулярно совершать бомбометание и фотографирование объектов.

По некоторым данным, в годы Первой мировой войны РБВЗ поставил в войска 60 «Муромцев» различных модификаций. Среди них были такие самолеты, которые оснащались пулеметами для борьбы с немецкими дирижаблями. Впрочем, вести с них точную стрельбу было крайне проблематично.

«Илья Муромец» с прицепленными бомбами. Фото: Commons.wikimedia.org

В целом, на счету эскадры было порядка 400 боевых вылетов, в ходе которых было сброшено 65 тонн бомб и уничтожено 12 истребителей врага. По некоторым данным, армия потеряла из-за вражеских действий только три «Муромца» в ходе войны, но также воздушные судна разбивались из-за технических неполадок и несчастных случаев.

Закат военной карьеры

После Октябрьской революции страна уже редко использовала самолеты «Илья Муромец», особенно в военных целях. В 1918 году и вовсе не зарегистрировано не одного полета детища Игоря Сикорского. В 1920 году было совершено несколько вылетов в ходе Советско-Польской войны и боевых действий против Врангеля. Последний же боевой вылет «Муромца» состоялся 21 ноября 1920 года.

В дальнейшем чуть больше года шесть самолетов обслуживали почтово-пассажирскую авиалинию Москва-Харьков, но из-за износа воздушных судов её закрыли в октябре 1922 года. Один из почтовых самолётов позднее передали школе авиации в Серпухове, где на нём в течение до 1923 года совершались учебные полеты, но после этого «Муромцы» в воздух не поднимались.

В настоящее время экземпляр самолета Сикорского, сформировавшего первую в мире эскадру, можно увидеть в музее ВВС, где он экспонируется с 1985 года.

Страна потеряла создателя

Главный конструктор «Ильи Муромца» Игорь Сикорский после Октябрьской революции принял решение покинуть страну.

Игорь Сикорский Фото: Commons.wikimedia.org

Транзитом через Лондон и Париж, где он пытался найти работу, инженер эмигрировал в США. Там он в 1923 году основывает ставшую известной в дальнейшем фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation. В момент, когда предприятие становилось на ноги, его поддерживал даже композитор Сергей Рахманинов, вложив немало средств, которые Сикорский впоследствии вернул.

Далее в карьере авиаконструктора было создание 15 типов самолетов и нескольких вертолетов, также установивших различные мировые рекорды. Его воздушные суда применяли как для гражданских, так и для военных целей.

Сикорский ушел из жизни в Истоне в 1972 году в возрасте 83 лет. Он был похоронен в Стрэтфорде.

После смерти именем прославленного конструктора назовут улицу в Киеве, Авиакосмический лицей Национального авиационного университета Украины, а также дальний бомбардировщик Ту-160. Астрофизики из Обсерватории в Крыму назвали в честь Сикорского астероид, а в Петербурге, где в пору его молодости созданы знаменитые на весь мир самолеты, его имя носит площадь в Приморском районе.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Ишак Матрос
    |
    19:56
    28.02.2016
    0
    +
    -
    Вот, каких людей выгоняли из страны большевики. А сколько пользы мог бы принести Сикорский отечественному самолётостроению!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где откроются новые платные парковки?
  2. Для чего нужна туристическая полиция?
  3. Как приучить ребёнка питаться полезно?

Кому вы помогаете с большей готовностью?