aif.ru counter

120 лет на двух колесах. Как в Петербурге возникло общество велосипедистов

Одним из первых и крупнейшим в России союзом путешественников в XIX веке стало петербургское Общество велосипедистов-туристов.

Император Николай II на велосипеде.
Император Николай II на велосипеде. © / Архивное фото

В минувшее воскресенье петербуржцы официально открыли велосипедный сезон – вопреки плохой погоде около пяти тысяч человек проехали из Рощино до Дворцовой площади на двух колесах.

Между тем, с велосипедным спортом Северную столицу связывает целая история. Ровно 120 лет назад, 27 апреля 1895 года, в Петербурге состоялось учредительное собрание общества велосипедистов-туристов. SPB.AIF.RU рассказывает, как из клуба велосипедистов выросло крупнейшее в стране общество путешественников.

Русский туринг-клуб

Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало крупнейшим в России объединением любителей путешествий и положило начало существованию «Российского общества туристов», а к XXI веку и «Туристско-спортивного союза России».

До XIX века путешествия в России были связаны с политическими или торговыми делами. Исследовать новые города просто так, «для души» мешало почти полное отсутствие дорог и нормального транспортного сообщения. А заграничные поездки затруднялись еще и тем, что требовали немалых вложений. В начале XIX век заграничный паспорт был очень дорог, а разрешение на выезд нужно было получить у императора лично. Впрочем, к концу века правила выезда упростились, и российские дворяне начали активно выезжать в Италию, Швейцарию, Германию и другие, преимущественно европейские страны. Тогда же в России открылось специальное издательство для публикации путеводителей по крупным городам России и зарубежья.

Группа велосипедистов перед Спасом-на-Крови в 1906 году. Фото: Архивное фото

Понятие организованного туризма сформировалось в России к 1890 годам. Тогда же возникла идея создать Общество велосипедистов-туристов или Русский туринг-клуб. Изначально его целью было исключительно поощрение велосипедных поездок – велоспорт благодаря этому должен был обрести системность и массовый характер.

У истоков туринг-клуба был Николай Андреевич де Шарио – потомственный дворянин, член правления Санкт-Петербургского-Московского коммерческого банка, энтузиаст велосипедного туризма. Он и стал председателем правления клуба со дня его основания.

Юнкерам здесь не место

27 (15) апреля 1895 года в Петербурге по решению министра внутренних дел состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов и его официальное открытие. За месяц до этого был разработан и утвержден устав общества, который насчитывал 35 статей. В нем подробно были прописаны правила работы ОВТ, а отдельная статья разъясняла, кого не следует принимать в общество. Это состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера; люди, подвергавшиеся ограничениям прав по суду; административно-ссыльные; состоявшие под надзором полиции; профессиональные велосипедисты; учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств.

Император Николай II и цесаревич Алексей на велосипедной прогулке. Фото: Архивное фото

Членство в туринг-клубе было пожизненным, а вступительный взнос равнялся двум рублям. В первый же год его работы было принято 157 новых членов, а представительства открылись в 24 городах России. К началу XX века появились представительства в 135 русских городах и еще восемь за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Гарлем, Милан, Мюнхен и Париж). Были заключены дружественные договоры с 12 заграничными туристскими обществами из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран. К 1903 году в Обществе туристов-велосипедистов состоял уже 2 061 человек по всей стране, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Петербургское отделение общества со 179 участниками было третьим по величине. На первом месте были Благовещенск (562 человека) и Владивосток (240 человек).

Так всего за пять лет работы Русский туринг-клуб стал крупнейшей туристической  организацией России.

Те же и Толстой

Общество вело и активную просветительскую работу – с 1895 года его официальным печатным органом был журнал «Велосипед», который позже был переименован в «Русский турист». Издавались путеводители, разрабатывались новые карты и маршруты. В 1898 году был объявлен всероссийский конкурс по составлению новых маршрутов путеводителей и шоссейных карт. Победители этого конкурса были награждены почетными жетонами.

По-видимому, работа эта себя оправдывала – на велосипедах стали кататься представители царской семьи, а еще двухколесный транспорт освоил Лев Толстой в свои 67 лет. Увлекшись велосипедом в 1895 году, он вскоре стал совершать поездки из Москвы и Ясной Поляны в Тулу. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это. Евгений Иванович отговаривал меня и огорчился, что я езжу, а мне не совестно. Напротив, чувствую, что тут есть естественное юродство, что мне все равно, что думают, да и просто безгрешно, ребячески веселит», - писал литератор в апреле 1895 года. «Теперь он здоров, все на велосипеде ездит и очень меня этим смущает, все говорят, что вредно», - сетовала в своих дневниках его супруга Софья Андреевна.

Лев Толстой освоил велосипед в 67 лет. Фото: Архивное фото

Триумфальным для общества стал 1899 год, когда его делегация приняла участие в Люксембургском международном конгрессе туризма. Там ОВТ приняли в международную Лигу Туристских Обществ. Тогда же прекратил свою работу журнал «Велосипедист» и было учреждено новое издание «Русский турист».

«Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству, - писала его редакция в передовой статье. - Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека».

Весной 1900 года на Мюнхенской международной спортивной выставке ОВТ было награждено золотой медалью за большие заслуги в развитии туризма. Интерес к путешествиям в стране очевидно нарастал, и одним велосипедным спортом уже нельзя было ограничиваться. Поэтому на базе Общества велосипедистов-туристов в 1901 году было создано «Российское общество туристов», которое отражало интересы и тех, кто предпочитает передвигаться на велосипедах, лошадях, лыжах, парусниках и байдарках.

Так завершилась короткая и яркая история Общества велосипедистов-туристов. А спустя 10 лет, в 1911 году Анисим Панкратов совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде, которое продлилось полтора года. 

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Андрей Гладков[vkontakte]
    |
    09:28
    07.05.2015
    0
    +
    -
    А что, тогда велосипедисты тоже по тротуарам ездили? Не надо путать тех велосипедистов с нынешними велохамами... Туда хамов не пускали.
  2. Денис Репин[vkontakte]
    |
    14:20
    20.06.2015
    0
    +
    -
    Андрей Гладков[vkontakte]: Уважаемый, не надо путать городских велосипедистов и велотуристов, о которых говорится в статье.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как перенести приём к врачу?
  2. Когда «Ласточка» поедет в Карелию?
  3. Где провести Новый год?

Где вы будете встречать Новый год?